рассматривает познавательную роль понятий, стремится произвести реконструкцию традиционной философии, чтобы помочь человеку в решении жизненных проблем, соединив воедино познание и действие
Прагматизм
2. __________ сознательно проводит общий принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий
Скептицизм
3. ____________ основал свою философию, исходя из понятия опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, заложив тем самым основы эмпиризма
Ф. Бэкон
4. ______________ крайний иррационалист, приходил к выводу об абсурдности и иррациональности человеческого мышления, отвергал научные и философские теории, выступал против рациональных начал жизни, против силы разума во имя религиозной веры и сверхчеловеческой свободы
Л.И. Шестов
5. ______________ критиковали существующий строй, отстаивали идеалы социализма, говорили о необходимости просвещения народа, в философии находились преимущественно на позициях материализма
Народники
6. ______________ разработал первую в истории философии систему объективного идеализма
Платон
7. ______________ создают философскую систему, важнейшими частями которой выступают диалектический и исторический материализм
К. Маркс и Ф. Энгельс
8. ________________ антропология, отстаивающая положение о том, что «человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе»
Естественнонаучная
9. ________________ антропология, снованная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае и грехопадении.века.сление, тесно взаимосвязаныопирающаяся на греко-античное понятие человека как разумного существа, у которого есть разум, логос
Философская
10. ________________ функция заключается в том, что социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению
Методологическая
11. _________________, будучи объективной реальностью, выступает как единый и всеобщий субъект своих свойств, источников самодвижения, преобразований и превращений вещей, полей, связей, процессов, систем
Материя
12. __________________ обеспокоен (а) подлинностью индивидуального человеческого существования. Он (она) ищет свободу, как от природного, так и от всех других безличностных сил
Экзистенциализм
13. ____________________ - это система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности
Идеология
14. ____________________ аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической, деятельности человека.
Аксиологический
15. ______________________- исходит из того, что любому ощущению, чувству должна была предшествовать "ощутимость" как некое первосвойство, некая аксиома
Эпикуреизм
16. ________________________ - производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.п., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей
Духовное производство
17. ________________________ стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается интенсиональным, оно изначально направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире
Феноменология
18. ________________________ умозаключения имеют место в том случае, когда вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию меньшей степени общности
Дедуктивные
19. __________________________ в центр внимания поставил вопросы смысла жизни. Его не интересуют ни методология науки, ни природа искусства или морали, он отказывается от ориентации на теоретическое знание, обращаясь, прежде всего, к переживаниям и настроениям человека современной эпохи
Экзистенциализм
20. _________________________называются такие умозаключения, когда вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию той же степени общности
Традуктивными
21. _________________________философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании
Русская религиозная
22. ________________________рассматривал огонь как основную субстанцию: все, подобно пламени в костре, рождается благодаря чьей-либо смерти
Гераклит
23. _______________________исследования посвящены изучению законов и закономерностей функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаимодействия людей, их совместной деятельности
Социологические
24. ______________________аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой
Праксеологический
25. ______________________аспект истины связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного
Бытийственный
26. ______________________функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания
Логико-гносеологическая
27. ____________________волновала не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческого творчества, он вдохновлялся антроподицеей - оправданием человека в творчестве и через творчество
Н.А.Бердяева
28. ____________________есть нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся не столько разумом, сколько чувствами и эмоциями, в ней доминирует стадное сознание, и она готова на сиюминутные «героические» жертвы, особенно когда во главе ее появляются лидеры-фанаты для того, чтобы добиться своих эгоистических целей
Толпа
29. ____________________сознание формируется на основе личного опыта людей, включает в себя разнородные знания, которые используются в повседневной жизни
Обыденное
30. ___________________исходят из того, что идеальное, духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет совокупность наиболее общих понятий, универсалий, таких, как сущее, единое, истинное, благое, прекрасное и т.п.
Идеалисты
31. ___________________удалось сформулировать основные принципы и законы диалектики как учения о развитии
Г.В.Ф. Гегелю
32. ___________________функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность
Интегрирующая
33. __________________исключает свободный выбор и активную деятельность субъекта. Абсолютизируются объективные законы общественного развития, а активная деятельность человека сводится к нулю
Фатализм
34. __________________исследования, наряду с формами проявления и механизмами действия социальных законов и закономерностей, предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и др.
Социальные
35. __________________сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего, с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории, имеет ли оно их вообще?
Гносеологическая
36. _________________обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума
Парменид
37. _________________сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций функционирования и развития. Вместе с тем, она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек
Онтологическая
38. ________________представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различного уровня общности; структурные связи
Общество
39. ________________сознание - знания об окружающей действительности на уровне сущности
Теоретическое
40. ________________сторона познания играет важную роль, поскольку социальное познание, как никакое другое, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами субъектов
Аксиологическая
41. _______________вводит понятие биосферы и утверждает, что «каждый живой организм в биосфере - природный объект - есть живое природное тело»
В. Вернадский
42. ______________отрицает объективный характер законов общественного развития. Возводится в абсолют свобода воли субъекта, отрицается необходимость
Волюнтаризм
43. _____________антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае и грехопадении
Теологическая
44. «Бог как бы сливается с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано», - утверждает
пантеизм
45. «В действительности человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется; человеком он становится впоследствии, и таким делает себя сам», - считает
Ж.П. Сартр
46. «Все происходит из апейрона (с греч. "беспредельное"), т.е. безграничного, неопределенного, но материального», - считал
Анаксимандр
47. «Все происходит из воды», - считал
Фалес
48. «Всеми мировыми событиями, в том числе историей, судьбой отдельных людей, управляет Божественное провидение», - утверждает принцип
провиденциализма
49. «Вся деятельность человека есть деятельность символическая, но символ не отражает окружающий мир, он его конструирует», - считает
Э. Кассирер
50. «Догматы христианского вероучения составляют незыблемую истину, но требуют определенного осмысления. Поэтому диалектика необходима верующему человеку для укрепления его веры», - считал
Ансельм Кентерберийский
51. «Если число есть порядок, то все - это порядок», считали
пифагорейцы
52. «Личность - это непроницаемый для других, свой, особый мир, он доступен, открыт только для Бога», - утверждает принцип
персонализма
53. «Наилучшее состояние государства достигается в том случае, если им управляют мудрецы, охраняют его - стражники, а прочие заняты производством материальных благ», - считал
Платон
54. «Полнота идеала святости требует, чтобы святая Русь возжелала «святого дела», а именно: соединения церквей, духовного примирения Востока и Запада в Богочеловеческом единстве вселенского христианства», - считал
В.С.Соловьев
55. «Предметом научно-философского знания должен быть внешний мир, а не Бог, постигаемый посредством откровения», - утверждал
Дунс Скот
56. «Различия между вещами зависят от различий в их материальной основе. Ее же можно постигнуть не разумом, а только при помощи чувственного восприятия», - считал
Росцелин
57. «Суть познания окружающего состоит в постижении скрытого в священных писаниях смысла божественного откровения, которое делает другие способы познания лишними», - утверждает принцип
релятивизма
58. «Существует два мира: мир истинной действительности - идеи, т.е. предмет понятийного познания, а другой мир - мир возникающих и преходящих вещей, т.е. предмет чувственного восприятия», - считал
Платон
59. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания, - это
истина
60. Аскетическое учение о внутренней духовной сосредоточенности с помощью определенных приемов медитации - это
исихазм
61. Бесплодные, оторванные от жизни и практики закостенелые суждения, умозаключения называют
схоластикой
62. Бытие представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной у
Декарта
63. В 30-е - 40-е годы XIX в. начала культивироваться теория «официальной народности», которая была сформулирована министром просвещения
С.С. Уваровым
64. В XVI в. складывается доктрина «Москва - третий Рим», ставившая целью возвеличивание московских царей. Окончательно эта идея была сформулирована в посланиях
Филофея
65. В __________________________функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации
отражательно-информационной
66. В качестве первоначал всего сущего ___________ вводит два новых понятия: неделимые атомы и пустота.
Демокрит
67. В координировании методов в процессе научного исследования заключена сущность_____________________ функции
координирующей
68. В культурологической концепции ________________ выделяется три типа, или три сверхсистемы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая
П. Сорокина
69. В милетской школе впервые был поставлен вопрос о(об)
первоосновах всего сущего
70. В результате ___________________________ создается человек
социальной деятельности
71. В своем развитии позитивизм прошел ________________этап (а)
четыре
72. В философии принято понятие ___________________, которая (ое) означает портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим
«картина мира»
73. В центре греческой философии стоит ____________________ как способ мыслительного связывания в единое целое внешне несовместимых сторон предмета или явления, противоречий, содержащихся в них
диалектика
74. В______________________ функции социальной философии значительное место занимает гуманистический аспект воспитания личности. Социальная философия помогает воспитать человека в духе гуманизма, осознающего реальные пути своего освобождения, понимающего задачи своего совершенствования
мировоззренческой
75. Введя различия между сущностью власти и ее формой, _________________ доказывает, что институт Государства необходим, он вечен, он - от Бога
Фома Аквинский
76. Вводит понятие «парадигма» для обозначения научной теории
Т. Кун
77. Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель
Парменид
78. Впервые термин «онтология» стал употреблять немецкий философ
Х. Вольф
79. Все формы мышления - понятия, суждения, умозаключения, мыслительные операции и логические методы познания составляют предмет особой науки -
логики
80. Всеобщность, универсальность, противоречивость, абсолютность и непрерывность - это свойства
движения
81. Второй период античной философии - классический - датируется периодом
с V по IV вв. до н.э.
82. Второй формой материализма был ______________ материализм
метафизический
83. Выражения: "В одну реку нельзя войти дважды" и "Все течет, все изменяется" принадлежат
Гераклиту
84. Главное место в философии __________________________принадлежит идее о трех мирах: макрокосме, микрокосме и мире символов
Г.С. Сковороды
85. Главной задачей ______________________является стремление понять, что такое общество в его действительном бытии, в единстве его сущности и существования
социальной философии
86. Главным представителем реализма в период ранней схоластики был
Ансельм Кентерберийский
87. Главным философским достижением ______________ считается создание формальной логики - учения о законах и формах правильного мышления.
Аристотеля
88. Длительность, однородность (равноправие всех его моментов), необратимость, одномерность течения - это основные свойства
времени
89. Для философской картины античности характерен
космоцентризм
90. Для философской картины средневековья характерен
теоцентризм
91. Для эпохи Возрождения характерен
антропоцентризм
92. Духовным лидером старообрядчества был _____________________, который в своих произведениях истово верил в Русь как образец благочестия
Аввакум
93. Заслуга наиболее глубокой разработки проблемы идеального принадлежит
Платону
94. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. В этом проявляется______________________ функция философии
культурно-воспитательная
95. Знания об объекте (предмете) - это
результат познания
96. Идеализация русских самобытных начал, проповедь национальной исключительности России, принадлежит
славянофилам
97. Идея материального единства мира покоится также на принципе сохранения материи и движения, открытым
М.В. Ломоносовым
98. Известный немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства, являющийся одним из наиболее видных представителей культурологического течения философской антропологии, - это
Э. Кассирер
99. Использование моделей, технических средств, приборов - это
средства познания
100. Историческое значение ____________ философии состоит в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития; в переориентации философских исследований на сущность человека, его разум
немецкой классической
101. К элейской школе мы может отнести
Парменида
102. Крупным теоретиком ортодоксального марксизма, который уделял много внимания пропаганде марксистских взглядов в России, особенно материалистическому пониманию истории, был
Г.В. Плеханов
103. Междисциплинарная научная дисциплина, ставящая своей задачей исследование общих закономерностей и принципов, которые лежат в основе процессов самоорганизации систем различной природы и сложности: от физических до социальных, - это
синергетика
104. Метод мышления, который основан на понимании многообразия мира, закономерностей этого многообразия, взаимодействии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся, - это
диалектика
105. Метод мышления, склонный к абсолютизации отдельных сторон познания и экстраполированию закономерностей части бытия на весь мир в целом, рассматривает вечно изменяющийся мир как устойчивый - это
метафизика
106. Мир «тленный» сотворен Богом из ничего и превращается в ничто - это принцип
креационизма
107. Мысль, в которой посредством одного или нескольких логически связанных понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания, - это
суждение
108. Наиболее надежным критерием истины является
практика
109. Наиболее ранняя форма духовной культуры человечества - это
миф
110. Начала научной жизни лежат в философии
Античности
111. Начало материалистической традиции в русской философии положил
М.В. Ломоносов
112. Наш современный язык и современное мировоззрение проникнуты выводами _______________философии
античной
113. Неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям называют
цинизмом
114. Непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту - это
заблуждение
115. Обобщенный образ предметов и их отношений - это
представление
116. Обосновывает такое понимание мира, в котором источником и причиной всего существующего выступает Бог, принцип
теоцентризма
117. Общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности, - это
норма
118. Общество - автономная специфическая реальность, системность которой придается совокупностью «социальных фактов», считает
Э. Дюркгейм
119. Обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения - это
сомнение
120. Один из основателей государственной школы в историографии России, усматривающий существо российского исторического процесса в создании и упрочении государства - это
К.Д. Кавелин
121. Одним из первых к проблеме периодизации исторического процесса обратился
Д. Вико
122. Одним из первых проповедников утопического социализма в России был
А.И. Герцен
123. Освободить философию о человеке от антисциентизма, присущего экзистенциализму, и объединить философский и конкретно-научный подход к человеку - задача
философской антропологии
124. Основа единства и однородности различных предметов, их совокупности - это
cубстрат
125. Основателем американского персонализма был
Б.П. Боун
126. Основателем современного индуктивного метода и зачинателем логической систематизации научной деятельности был
Ф. Бэкон
127. Основной принцип всей античной философии - это
космоцентризм
128. Основным принципом средневековой философии является
теоцентризм
129. Основоположником немецкой классической философии был
И. Кант
130. Основоположником экзистенциализма является философ
М. Хайдеггер
131. Основы герменевтики как общей теории интерпретации заложены в конце XVIII - начале XIX вв. немецким философом
Ф. Шлейермахером
132. Основы рационалистической традиции были заложены
Р. Декартом
133. Основы философии русского либерализма были заложены в работе «Философические предложения»
Я.П. Козельского
134. Особая сфера человеческого сознания, к которой относятся такие компоненты высшей психической деятельности, как интуиция и озарение, то есть способность человека получать достоверные знания без предварительных логических обоснований, есть
сверхсознание
135. Осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности, есть
самосознание
136. Оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира - это
агностицизм
137. Отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими, -
Платон
138. Отражают отдельные стороны и свойства предметов и явлений материального мира, внутренние состояния организма при непосредственном воздействии на органы чувств человека (рецепторы) материальных раздражителей - это
ощущения
139. Отцом диалектики можно считать
Гераклита
140. Первая серьезная попытка понять общество как «тотальность» представлена
Гегелем
141. Первая философская школа, основателем которой был Фалес, появилась в городе
Милет
142. Первой формой материализма был _____________ материализм
наивный, стихийный
143. Первоначалом был воздух как бесконечная и неопределенная «материя», - считал
Анаксимен
144. Первые представления о философии на Руси сложились после
принятия христианства
145. Первый этап античной философии - ранняя классика или досократическая философия - датируется периодом
с VII по VI вв. до н.э.
146. Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, поступательное развитие всей мировой истории - это
общественный прогресс
147. Подлинной реальностью обладает лишь единичное, т.е. конкретный индивид, и, следовательно, социальное есть совокупность свойств, присущих отдельным индивидам, считает
номинализм
148. Познавательно-интеллектуальную основу мировоззрения называют
миропониманием
149. Познание себя, известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, есть
самооценка
150. Положили начало развитию философской антропологии
М. Шелер и Г. Плеснер
151. Понятие, используемое для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются, есть
бессознательное
152. Предельная полнота бытия в его всеобъемлющей единичности, самотождественности - это
мир
153. Предметом _____________________, является изучение совокупности всех ценностей, созданных обществом, и способов освоения этих ценностей человеком
культурологии
154. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину - это
ложь
155. Представители скептицизма - это
Пиррон, Секст Эмпирик
156. Представители стоицизма - это
Зенон, Сенека, Эпиктет
157. Представители эпикуреизма - это
Эпикур, Лукреций, Гораций
158. Преодолеть крайние позиции реализма и номинализма попытался в своем учении, получившем название «концептуализм», попытался
Пьер Абеляр
159. Признание первичности бытия, природы и вторичности сознания, идеального - это
материализм
160. Признание первичности мышления, духа и вторичности, производности материального - это
идеализм
161. Принцип _____________________________ употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки
верификации
162. Принцип________________ заставил философов ХХ в. более требовательно отнестись к доказательности философских положений, к четкости и определенности мышления, к проблеме функции знаков, к изучению формально-логической структуры науки
верификации
163. Производство играет, по _______________, системообразующую роль потому, что осуществляет жизненно важные для людей функции социальных связей и отношений, производства идей (идеологии) и творчества в сфере духовных ценностей
Марксу
164. Простейшей, исходной формой отражения в мышлении внутренней стороны предметов, их сущности, законов, определяющих бытие предметов, их конкретно-всеобщую природу является
понятие
165. Пространство и время - самостоятельные, не связанные друг с другом сущности, считали последователи ______________________ концепции
субстанциональной
166. Пространство и время не существуют как абсолютно самостоятельные, не зависимые от материи сущности; их характеристики относительны, будучи обусловлены движением и взаимодействием материальных объектов и систем, считали последователи ______________________ концепции
релятивистской
167. Протяженность, изотропность, однородность, а также многомерность - это свойства
пространства
168. Пытается защитить избранность, индивидуальность личности, её причастность к творению мира культуры - философия
персонализма
169. Работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели, есть суть _________________ концепции истины
прагматической
170. Раздел философии, который изучает проблемы природы и возможностей познания мира человеком, отношение знания и реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и критерии истинности знания, называется
гносеологией
171. Раздел философского знания, изучающий общество, социальное бытие, его динамику, способы и методологию его познания, - есть
социальная философия
172. Разработал систему доказательств божественного существования
Фома Аквинский
173. Родоначальником прагматизма является американский ученый и философ
Чарльз Сандерс Пирс
174. Свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовывать себя и окружающую среду в процессе своей предметно-практической деятельности, есть
сознание
175. Система существующих в обществе связей между элементами, которые обеспечивают её функционирование и существование, - это
организационная деятельность
176. Ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения, - это
массы
177. Скептическое, а чаще откровенно непочтительное, отношение философии к церкви является главной отличительной чертой эпохи
Просвещения
178. Собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства, есть
цивилизация
179. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, - это
мировоззрение
180. Совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, отдельных коллективов, всего человечества есть история
общества
181. Совокупность людей, имеющих одно общее отечество, есть
нация
182. Совокупность теолого-философских, политико-социологических взглядов и доктрин христианских богословов, мыслителей II-VIII вв., представляет собой
патристика
183. Согласно ______________, экономическое содержание эпохи определяется, прежде всего, состоянием средств производства, технической инфраструктурой общества, а не свободной волей человека
Марксу
184. Согласно теории_____________________ народы, превосходившие остальные, создали десять культурно-исторических типов, или цивилизаций. Все они представляли собой осуществление определенной формы культурного творчества - научного, правового, религиозного и художественного
Н.Я. Данилевского
185. Содействие приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий заключена сущность_____________________ функции
эвристической
186. Соотношение мира физических вещей с миром сознания, составляет
основной вопрос философии
187. Специфика освоения русичами греческой патристики определялась, в первую очередь, наследием правоучителей славянства
Кирилла и Мефодия
188. Способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности - это
метод
189. Среди оригинальных древнерусских произведений на первое место следует поставить _______________ митрополита Илариона
«Слово о законе и благодати»
190. Средневековая философия, пришедшая на смену античной, занимает длительный период истории, охватывающий _____________ вв.
V-ХV
191. Сформулировал проблему демаркации как вопрос о критериях различения эмпирической науки с логикой и математикой, с одной стороны, и с метафизическими системами, с другой стороны, -
К. Поппер
192. Такое взаимодействие, под влиянием которого происходит изменение структуры предметов, вступающих во взаимодействие, понимается как
отражение
193. Такое умозаключение, когда вывод идет от частного к общему, от знания определенной степени общности к знанию большей степени общности, называется
индуктивным
194. Такой способ мышления, когда на основе нескольких суждений (посылок) по законам логики делается определенный вывод (следствие), называется
умозаключением
195. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о_______________ концепции истины
когерентной
196. Творческая деятельность по получению нового знания, результат этой деятельности: совокупность знаний в понятийной форме, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их производства - это
наука
197. Те из писателей и общественных деятелей, кто называл западноевропейскую культуру последним словом мировой цивилизации и считал дальнейшее движение России вперед невозможным без усвоения европейского образования и буржуазных форм жизни, примкнули к
западникам
198. Термин «философия истории» появился в истории европейской философии в 1765 г. у _____________ в работе «Философия истории»
Вольтера
199. Термин «эмпириокритицизм» был введен _____________________ и буквально означает «критика опыта»
Р. Авенариусом
200. Тип совместной деятельности людей, посредством которого происходит создание вещей и средств деятельности, - это
материальное производство
201. То состояние человека, в котором ему становится доступен внешний мир, - это
образ
202. Третий период античной философии - римско-эллинистическая философия -представлена периодом
III в. до н.э. - VI в. н.э.
203. Третьей формой материализма был ____________________ материализм
диалектический
204. Три принципа - православие, самодержавие, народность - сформулированы в теории
«официальной народности»
205. Устанавливает соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием концепция _______________________истины
корреспондентности
206. Устойчивость, повторяемость, регулярность процессов в мире определяется через понятие
«закон»
207. Учение о бытии - это
онтология
208. Учение, отрицающее частично или полностью познание мира, - это
агностицизм
209. Учение, подвергающее сомнению возможность познания объективного мира, - это
скептицизм
210. Учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий, - это
рационализм
211. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа - называют
догматизмом
212. Философ, который верил в законы разума, находящие истину, - это
Сократ
213. Философия неотомизма основывается на философском учении
Фомы Аквинского
214. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух, в этом проявляется ее _____________________ функция
гуманистическая
215. Философия является способом____________________ деятельности людей
духовной
216. Философское направление, провозгласившее и выразившее веру в научный и технологический прогресс, - это
позитивизм
217. Характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование, - это
бытие
218. Целостный чувственный образ предмета, формирующийся мозгом из ощущений под непосредственным воздействием на органы чувств этого предмета, - это
восприятие
219. Центральной темой неотомизма является вопрос о соотношении
веры и знания
220. Центральным понятием прагматизма является _______________, который(ая) понимается в духе субъективного идеализма
опыт
221. Часть объекта, социально выделенная для его более глубокого изучения, - это
предмет познания
222. Человек ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя в эпоху
Возрождения
223. Человек, индивид, социальный слой, социальная группа, общество в целом - это
субъект познания
224. Экзистенциализм, или философия существования, сформировался в
20-ые годы ХХ столетия
225. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют
мироощущением
226. Явления, процессы, на которые направлена познавательная деятельность субъекта, - это
объект познания
Прагматизм
2. __________ сознательно проводит общий принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий
Скептицизм
3. ____________ основал свою философию, исходя из понятия опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, заложив тем самым основы эмпиризма
Ф. Бэкон
4. ______________ крайний иррационалист, приходил к выводу об абсурдности и иррациональности человеческого мышления, отвергал научные и философские теории, выступал против рациональных начал жизни, против силы разума во имя религиозной веры и сверхчеловеческой свободы
Л.И. Шестов
5. ______________ критиковали существующий строй, отстаивали идеалы социализма, говорили о необходимости просвещения народа, в философии находились преимущественно на позициях материализма
Народники
6. ______________ разработал первую в истории философии систему объективного идеализма
Платон
7. ______________ создают философскую систему, важнейшими частями которой выступают диалектический и исторический материализм
К. Маркс и Ф. Энгельс
8. ________________ антропология, отстаивающая положение о том, что «человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе»
Естественнонаучная
9. ________________ антропология, снованная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае и грехопадении.века.сление, тесно взаимосвязаныопирающаяся на греко-античное понятие человека как разумного существа, у которого есть разум, логос
Философская
10. ________________ функция заключается в том, что социальная философия выступает как общее учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их изучению
Методологическая
11. _________________, будучи объективной реальностью, выступает как единый и всеобщий субъект своих свойств, источников самодвижения, преобразований и превращений вещей, полей, связей, процессов, систем
Материя
12. __________________ обеспокоен (а) подлинностью индивидуального человеческого существования. Он (она) ищет свободу, как от природного, так и от всех других безличностных сил
Экзистенциализм
13. ____________________ - это система теоретических знаний, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Основное содержание этих знаний составляют сознание и оценка отношения людей к действительности
Идеология
14. ____________________ аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической, деятельности человека.
Аксиологический
15. ______________________- исходит из того, что любому ощущению, чувству должна была предшествовать "ощутимость" как некое первосвойство, некая аксиома
Эпикуреизм
16. ________________________ - производство духовных ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.п., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей
Духовное производство
17. ________________________ стремится преодолеть замкнутость личности, а потому переживание считается интенсиональным, оно изначально направлено на внешний мир. Человек не просто существует, а существует в мире
Феноменология
18. ________________________ умозаключения имеют место в том случае, когда вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию меньшей степени общности
Дедуктивные
19. __________________________ в центр внимания поставил вопросы смысла жизни. Его не интересуют ни методология науки, ни природа искусства или морали, он отказывается от ориентации на теоретическое знание, обращаясь, прежде всего, к переживаниям и настроениям человека современной эпохи
Экзистенциализм
20. _________________________называются такие умозаключения, когда вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию той же степени общности
Традуктивными
21. _________________________философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании
Русская религиозная
22. ________________________рассматривал огонь как основную субстанцию: все, подобно пламени в костре, рождается благодаря чьей-либо смерти
Гераклит
23. _______________________исследования посвящены изучению законов и закономерностей функционирования и развития различных социальных общностей, характера и способов взаимодействия людей, их совместной деятельности
Социологические
24. ______________________аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой
Праксеологический
25. ______________________аспект истины связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного
Бытийственный
26. ______________________функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания
Логико-гносеологическая
27. ____________________волновала не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческого творчества, он вдохновлялся антроподицеей - оправданием человека в творчестве и через творчество
Н.А.Бердяева
28. ____________________есть нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся не столько разумом, сколько чувствами и эмоциями, в ней доминирует стадное сознание, и она готова на сиюминутные «героические» жертвы, особенно когда во главе ее появляются лидеры-фанаты для того, чтобы добиться своих эгоистических целей
Толпа
29. ____________________сознание формируется на основе личного опыта людей, включает в себя разнородные знания, которые используются в повседневной жизни
Обыденное
30. ___________________исходят из того, что идеальное, духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет совокупность наиболее общих понятий, универсалий, таких, как сущее, единое, истинное, благое, прекрасное и т.п.
Идеалисты
31. ___________________удалось сформулировать основные принципы и законы диалектики как учения о развитии
Г.В.Ф. Гегелю
32. ___________________функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность
Интегрирующая
33. __________________исключает свободный выбор и активную деятельность субъекта. Абсолютизируются объективные законы общественного развития, а активная деятельность человека сводится к нулю
Фатализм
34. __________________исследования, наряду с формами проявления и механизмами действия социальных законов и закономерностей, предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей: экономических, политических, демографических и др.
Социальные
35. __________________сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего, с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории, имеет ли оно их вообще?
Гносеологическая
36. _________________обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума
Парменид
37. _________________сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций функционирования и развития. Вместе с тем, она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек
Онтологическая
38. ________________представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят экономические, политические, семейные и другие отношения; различного уровня общности; структурные связи
Общество
39. ________________сознание - знания об окружающей действительности на уровне сущности
Теоретическое
40. ________________сторона познания играет важную роль, поскольку социальное познание, как никакое другое, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами субъектов
Аксиологическая
41. _______________вводит понятие биосферы и утверждает, что «каждый живой организм в биосфере - природный объект - есть живое природное тело»
В. Вернадский
42. ______________отрицает объективный характер законов общественного развития. Возводится в абсолют свобода воли субъекта, отрицается необходимость
Волюнтаризм
43. _____________антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае и грехопадении
Теологическая
44. «Бог как бы сливается с природой, а природа представляется единым целым, в котором все взаимосвязано», - утверждает
пантеизм
45. «В действительности человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется; человеком он становится впоследствии, и таким делает себя сам», - считает
Ж.П. Сартр
46. «Все происходит из апейрона (с греч. "беспредельное"), т.е. безграничного, неопределенного, но материального», - считал
Анаксимандр
47. «Все происходит из воды», - считал
Фалес
48. «Всеми мировыми событиями, в том числе историей, судьбой отдельных людей, управляет Божественное провидение», - утверждает принцип
провиденциализма
49. «Вся деятельность человека есть деятельность символическая, но символ не отражает окружающий мир, он его конструирует», - считает
Э. Кассирер
50. «Догматы христианского вероучения составляют незыблемую истину, но требуют определенного осмысления. Поэтому диалектика необходима верующему человеку для укрепления его веры», - считал
Ансельм Кентерберийский
51. «Если число есть порядок, то все - это порядок», считали
пифагорейцы
52. «Личность - это непроницаемый для других, свой, особый мир, он доступен, открыт только для Бога», - утверждает принцип
персонализма
53. «Наилучшее состояние государства достигается в том случае, если им управляют мудрецы, охраняют его - стражники, а прочие заняты производством материальных благ», - считал
Платон
54. «Полнота идеала святости требует, чтобы святая Русь возжелала «святого дела», а именно: соединения церквей, духовного примирения Востока и Запада в Богочеловеческом единстве вселенского христианства», - считал
В.С.Соловьев
55. «Предметом научно-философского знания должен быть внешний мир, а не Бог, постигаемый посредством откровения», - утверждал
Дунс Скот
56. «Различия между вещами зависят от различий в их материальной основе. Ее же можно постигнуть не разумом, а только при помощи чувственного восприятия», - считал
Росцелин
57. «Суть познания окружающего состоит в постижении скрытого в священных писаниях смысла божественного откровения, которое делает другие способы познания лишними», - утверждает принцип
релятивизма
58. «Существует два мира: мир истинной действительности - идеи, т.е. предмет понятийного познания, а другой мир - мир возникающих и преходящих вещей, т.е. предмет чувственного восприятия», - считал
Платон
59. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый субъект так, как он существует сам по себе, вне сознания, - это
истина
60. Аскетическое учение о внутренней духовной сосредоточенности с помощью определенных приемов медитации - это
исихазм
61. Бесплодные, оторванные от жизни и практики закостенелые суждения, умозаключения называют
схоластикой
62. Бытие представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной у
Декарта
63. В 30-е - 40-е годы XIX в. начала культивироваться теория «официальной народности», которая была сформулирована министром просвещения
С.С. Уваровым
64. В XVI в. складывается доктрина «Москва - третий Рим», ставившая целью возвеличивание московских царей. Окончательно эта идея была сформулирована в посланиях
Филофея
65. В __________________________функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации
отражательно-информационной
66. В качестве первоначал всего сущего ___________ вводит два новых понятия: неделимые атомы и пустота.
Демокрит
67. В координировании методов в процессе научного исследования заключена сущность_____________________ функции
координирующей
68. В культурологической концепции ________________ выделяется три типа, или три сверхсистемы культуры: идеациональная, чувственная и идеалистическая
П. Сорокина
69. В милетской школе впервые был поставлен вопрос о(об)
первоосновах всего сущего
70. В результате ___________________________ создается человек
социальной деятельности
71. В своем развитии позитивизм прошел ________________этап (а)
четыре
72. В философии принято понятие ___________________, которая (ое) означает портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим
«картина мира»
73. В центре греческой философии стоит ____________________ как способ мыслительного связывания в единое целое внешне несовместимых сторон предмета или явления, противоречий, содержащихся в них
диалектика
74. В______________________ функции социальной философии значительное место занимает гуманистический аспект воспитания личности. Социальная философия помогает воспитать человека в духе гуманизма, осознающего реальные пути своего освобождения, понимающего задачи своего совершенствования
мировоззренческой
75. Введя различия между сущностью власти и ее формой, _________________ доказывает, что институт Государства необходим, он вечен, он - от Бога
Фома Аквинский
76. Вводит понятие «парадигма» для обозначения научной теории
Т. Кун
77. Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель
Парменид
78. Впервые термин «онтология» стал употреблять немецкий философ
Х. Вольф
79. Все формы мышления - понятия, суждения, умозаключения, мыслительные операции и логические методы познания составляют предмет особой науки -
логики
80. Всеобщность, универсальность, противоречивость, абсолютность и непрерывность - это свойства
движения
81. Второй период античной философии - классический - датируется периодом
с V по IV вв. до н.э.
82. Второй формой материализма был ______________ материализм
метафизический
83. Выражения: "В одну реку нельзя войти дважды" и "Все течет, все изменяется" принадлежат
Гераклиту
84. Главное место в философии __________________________принадлежит идее о трех мирах: макрокосме, микрокосме и мире символов
Г.С. Сковороды
85. Главной задачей ______________________является стремление понять, что такое общество в его действительном бытии, в единстве его сущности и существования
социальной философии
86. Главным представителем реализма в период ранней схоластики был
Ансельм Кентерберийский
87. Главным философским достижением ______________ считается создание формальной логики - учения о законах и формах правильного мышления.
Аристотеля
88. Длительность, однородность (равноправие всех его моментов), необратимость, одномерность течения - это основные свойства
времени
89. Для философской картины античности характерен
космоцентризм
90. Для философской картины средневековья характерен
теоцентризм
91. Для эпохи Возрождения характерен
антропоцентризм
92. Духовным лидером старообрядчества был _____________________, который в своих произведениях истово верил в Русь как образец благочестия
Аввакум
93. Заслуга наиболее глубокой разработки проблемы идеального принадлежит
Платону
94. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. В этом проявляется______________________ функция философии
культурно-воспитательная
95. Знания об объекте (предмете) - это
результат познания
96. Идеализация русских самобытных начал, проповедь национальной исключительности России, принадлежит
славянофилам
97. Идея материального единства мира покоится также на принципе сохранения материи и движения, открытым
М.В. Ломоносовым
98. Известный немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства, являющийся одним из наиболее видных представителей культурологического течения философской антропологии, - это
Э. Кассирер
99. Использование моделей, технических средств, приборов - это
средства познания
100. Историческое значение ____________ философии состоит в систематической разработке диалектики, диалектического метода, диалектической логики, учения о закономерностях процесса развития; в переориентации философских исследований на сущность человека, его разум
немецкой классической
101. К элейской школе мы может отнести
Парменида
102. Крупным теоретиком ортодоксального марксизма, который уделял много внимания пропаганде марксистских взглядов в России, особенно материалистическому пониманию истории, был
Г.В. Плеханов
103. Междисциплинарная научная дисциплина, ставящая своей задачей исследование общих закономерностей и принципов, которые лежат в основе процессов самоорганизации систем различной природы и сложности: от физических до социальных, - это
синергетика
104. Метод мышления, который основан на понимании многообразия мира, закономерностей этого многообразия, взаимодействии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся, - это
диалектика
105. Метод мышления, склонный к абсолютизации отдельных сторон познания и экстраполированию закономерностей части бытия на весь мир в целом, рассматривает вечно изменяющийся мир как устойчивый - это
метафизика
106. Мир «тленный» сотворен Богом из ничего и превращается в ничто - это принцип
креационизма
107. Мысль, в которой посредством одного или нескольких логически связанных понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания, - это
суждение
108. Наиболее надежным критерием истины является
практика
109. Наиболее ранняя форма духовной культуры человечества - это
миф
110. Начала научной жизни лежат в философии
Античности
111. Начало материалистической традиции в русской философии положил
М.В. Ломоносов
112. Наш современный язык и современное мировоззрение проникнуты выводами _______________философии
античной
113. Неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям называют
цинизмом
114. Непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту - это
заблуждение
115. Обобщенный образ предметов и их отношений - это
представление
116. Обосновывает такое понимание мира, в котором источником и причиной всего существующего выступает Бог, принцип
теоцентризма
117. Общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности, - это
норма
118. Общество - автономная специфическая реальность, системность которой придается совокупностью «социальных фактов», считает
Э. Дюркгейм
119. Обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения - это
сомнение
120. Один из основателей государственной школы в историографии России, усматривающий существо российского исторического процесса в создании и упрочении государства - это
К.Д. Кавелин
121. Одним из первых к проблеме периодизации исторического процесса обратился
Д. Вико
122. Одним из первых проповедников утопического социализма в России был
А.И. Герцен
123. Освободить философию о человеке от антисциентизма, присущего экзистенциализму, и объединить философский и конкретно-научный подход к человеку - задача
философской антропологии
124. Основа единства и однородности различных предметов, их совокупности - это
cубстрат
125. Основателем американского персонализма был
Б.П. Боун
126. Основателем современного индуктивного метода и зачинателем логической систематизации научной деятельности был
Ф. Бэкон
127. Основной принцип всей античной философии - это
космоцентризм
128. Основным принципом средневековой философии является
теоцентризм
129. Основоположником немецкой классической философии был
И. Кант
130. Основоположником экзистенциализма является философ
М. Хайдеггер
131. Основы герменевтики как общей теории интерпретации заложены в конце XVIII - начале XIX вв. немецким философом
Ф. Шлейермахером
132. Основы рационалистической традиции были заложены
Р. Декартом
133. Основы философии русского либерализма были заложены в работе «Философические предложения»
Я.П. Козельского
134. Особая сфера человеческого сознания, к которой относятся такие компоненты высшей психической деятельности, как интуиция и озарение, то есть способность человека получать достоверные знания без предварительных логических обоснований, есть
сверхсознание
135. Осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности, есть
самосознание
136. Оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира - это
агностицизм
137. Отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими, -
Платон
138. Отражают отдельные стороны и свойства предметов и явлений материального мира, внутренние состояния организма при непосредственном воздействии на органы чувств человека (рецепторы) материальных раздражителей - это
ощущения
139. Отцом диалектики можно считать
Гераклита
140. Первая серьезная попытка понять общество как «тотальность» представлена
Гегелем
141. Первая философская школа, основателем которой был Фалес, появилась в городе
Милет
142. Первой формой материализма был _____________ материализм
наивный, стихийный
143. Первоначалом был воздух как бесконечная и неопределенная «материя», - считал
Анаксимен
144. Первые представления о философии на Руси сложились после
принятия христианства
145. Первый этап античной философии - ранняя классика или досократическая философия - датируется периодом
с VII по VI вв. до н.э.
146. Переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, поступательное развитие всей мировой истории - это
общественный прогресс
147. Подлинной реальностью обладает лишь единичное, т.е. конкретный индивид, и, следовательно, социальное есть совокупность свойств, присущих отдельным индивидам, считает
номинализм
148. Познавательно-интеллектуальную основу мировоззрения называют
миропониманием
149. Познание себя, известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, есть
самооценка
150. Положили начало развитию философской антропологии
М. Шелер и Г. Плеснер
151. Понятие, используемое для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются, есть
бессознательное
152. Предельная полнота бытия в его всеобъемлющей единичности, самотождественности - это
мир
153. Предметом _____________________, является изучение совокупности всех ценностей, созданных обществом, и способов освоения этих ценностей человеком
культурологии
154. Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину - это
ложь
155. Представители скептицизма - это
Пиррон, Секст Эмпирик
156. Представители стоицизма - это
Зенон, Сенека, Эпиктет
157. Представители эпикуреизма - это
Эпикур, Лукреций, Гораций
158. Преодолеть крайние позиции реализма и номинализма попытался в своем учении, получившем название «концептуализм», попытался
Пьер Абеляр
159. Признание первичности бытия, природы и вторичности сознания, идеального - это
материализм
160. Признание первичности мышления, духа и вторичности, производности материального - это
идеализм
161. Принцип _____________________________ употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки
верификации
162. Принцип________________ заставил философов ХХ в. более требовательно отнестись к доказательности философских положений, к четкости и определенности мышления, к проблеме функции знаков, к изучению формально-логической структуры науки
верификации
163. Производство играет, по _______________, системообразующую роль потому, что осуществляет жизненно важные для людей функции социальных связей и отношений, производства идей (идеологии) и творчества в сфере духовных ценностей
Марксу
164. Простейшей, исходной формой отражения в мышлении внутренней стороны предметов, их сущности, законов, определяющих бытие предметов, их конкретно-всеобщую природу является
понятие
165. Пространство и время - самостоятельные, не связанные друг с другом сущности, считали последователи ______________________ концепции
субстанциональной
166. Пространство и время не существуют как абсолютно самостоятельные, не зависимые от материи сущности; их характеристики относительны, будучи обусловлены движением и взаимодействием материальных объектов и систем, считали последователи ______________________ концепции
релятивистской
167. Протяженность, изотропность, однородность, а также многомерность - это свойства
пространства
168. Пытается защитить избранность, индивидуальность личности, её причастность к творению мира культуры - философия
персонализма
169. Работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели, есть суть _________________ концепции истины
прагматической
170. Раздел философии, который изучает проблемы природы и возможностей познания мира человеком, отношение знания и реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и критерии истинности знания, называется
гносеологией
171. Раздел философского знания, изучающий общество, социальное бытие, его динамику, способы и методологию его познания, - есть
социальная философия
172. Разработал систему доказательств божественного существования
Фома Аквинский
173. Родоначальником прагматизма является американский ученый и философ
Чарльз Сандерс Пирс
174. Свойство человека, его способность создавать идеальный образ мира и с его помощью преобразовывать себя и окружающую среду в процессе своей предметно-практической деятельности, есть
сознание
175. Система существующих в обществе связей между элементами, которые обеспечивают её функционирование и существование, - это
организационная деятельность
176. Ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения, - это
массы
177. Скептическое, а чаще откровенно непочтительное, отношение философии к церкви является главной отличительной чертой эпохи
Просвещения
178. Собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства, есть
цивилизация
179. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, - это
мировоззрение
180. Совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, отдельных коллективов, всего человечества есть история
общества
181. Совокупность людей, имеющих одно общее отечество, есть
нация
182. Совокупность теолого-философских, политико-социологических взглядов и доктрин христианских богословов, мыслителей II-VIII вв., представляет собой
патристика
183. Согласно ______________, экономическое содержание эпохи определяется, прежде всего, состоянием средств производства, технической инфраструктурой общества, а не свободной волей человека
Марксу
184. Согласно теории_____________________ народы, превосходившие остальные, создали десять культурно-исторических типов, или цивилизаций. Все они представляли собой осуществление определенной формы культурного творчества - научного, правового, религиозного и художественного
Н.Я. Данилевского
185. Содействие приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий заключена сущность_____________________ функции
эвристической
186. Соотношение мира физических вещей с миром сознания, составляет
основной вопрос философии
187. Специфика освоения русичами греческой патристики определялась, в первую очередь, наследием правоучителей славянства
Кирилла и Мефодия
188. Способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности - это
метод
189. Среди оригинальных древнерусских произведений на первое место следует поставить _______________ митрополита Илариона
«Слово о законе и благодати»
190. Средневековая философия, пришедшая на смену античной, занимает длительный период истории, охватывающий _____________ вв.
V-ХV
191. Сформулировал проблему демаркации как вопрос о критериях различения эмпирической науки с логикой и математикой, с одной стороны, и с метафизическими системами, с другой стороны, -
К. Поппер
192. Такое взаимодействие, под влиянием которого происходит изменение структуры предметов, вступающих во взаимодействие, понимается как
отражение
193. Такое умозаключение, когда вывод идет от частного к общему, от знания определенной степени общности к знанию большей степени общности, называется
индуктивным
194. Такой способ мышления, когда на основе нескольких суждений (посылок) по законам логики делается определенный вывод (следствие), называется
умозаключением
195. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о_______________ концепции истины
когерентной
196. Творческая деятельность по получению нового знания, результат этой деятельности: совокупность знаний в понятийной форме, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их производства - это
наука
197. Те из писателей и общественных деятелей, кто называл западноевропейскую культуру последним словом мировой цивилизации и считал дальнейшее движение России вперед невозможным без усвоения европейского образования и буржуазных форм жизни, примкнули к
западникам
198. Термин «философия истории» появился в истории европейской философии в 1765 г. у _____________ в работе «Философия истории»
Вольтера
199. Термин «эмпириокритицизм» был введен _____________________ и буквально означает «критика опыта»
Р. Авенариусом
200. Тип совместной деятельности людей, посредством которого происходит создание вещей и средств деятельности, - это
материальное производство
201. То состояние человека, в котором ему становится доступен внешний мир, - это
образ
202. Третий период античной философии - римско-эллинистическая философия -представлена периодом
III в. до н.э. - VI в. н.э.
203. Третьей формой материализма был ____________________ материализм
диалектический
204. Три принципа - православие, самодержавие, народность - сформулированы в теории
«официальной народности»
205. Устанавливает соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием концепция _______________________истины
корреспондентности
206. Устойчивость, повторяемость, регулярность процессов в мире определяется через понятие
«закон»
207. Учение о бытии - это
онтология
208. Учение, отрицающее частично или полностью познание мира, - это
агностицизм
209. Учение, подвергающее сомнению возможность познания объективного мира, - это
скептицизм
210. Учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий, - это
рационализм
211. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа - называют
догматизмом
212. Философ, который верил в законы разума, находящие истину, - это
Сократ
213. Философия неотомизма основывается на философском учении
Фомы Аквинского
214. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух, в этом проявляется ее _____________________ функция
гуманистическая
215. Философия является способом____________________ деятельности людей
духовной
216. Философское направление, провозгласившее и выразившее веру в научный и технологический прогресс, - это
позитивизм
217. Характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование, - это
бытие
218. Целостный чувственный образ предмета, формирующийся мозгом из ощущений под непосредственным воздействием на органы чувств этого предмета, - это
восприятие
219. Центральной темой неотомизма является вопрос о соотношении
веры и знания
220. Центральным понятием прагматизма является _______________, который(ая) понимается в духе субъективного идеализма
опыт
221. Часть объекта, социально выделенная для его более глубокого изучения, - это
предмет познания
222. Человек ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя в эпоху
Возрождения
223. Человек, индивид, социальный слой, социальная группа, общество в целом - это
субъект познания
224. Экзистенциализм, или философия существования, сформировался в
20-ые годы ХХ столетия
225. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют
мироощущением
226. Явления, процессы, на которые направлена познавательная деятельность субъекта, - это
объект познания