Поиск по сайту

Дисциплина: Методология науки

Принцип экономии мышления» обосновывал
Э. Мах
2. Автор концепции «неявного знания» – это
М. Полани
3. Автор работы «Тектология. Всеобщая организационная наука» – это
А. Богданов
4. Александр ___ является автором труда «Тектология. Всеобщая организационная наука»
5. Американский физик, философ и историк науки ___ является автором труда «Структура научных революций»
Кун

6. Американский философ науки, представитель эволюционной эпистемологии, – это
Ст. Тулмин
7. Английского философ, логик и социолог австрийского происхождения ___ разработал концепцию критического рационализма, ставшего разновидностью пришедшего на смену логическому позитивизму постпозитивизма
Поппер
8. Бельгийский физик русского происхождения ___ является одним из основоположников термодинамики неравновесных процессов и теории диссипативных структур
Пригожин
9. Благодаря «тематическому анализу науки» известен американский философ науки
Дж. Холтон
10. В идущих от В. Дильтея философских течениях «объяснение» является методологической основой естественных наук, а «___» является методологической основой гуманитарных наук.
понимание
11. В идущих от В. Дильтея философских течениях «понимание» является методологической основой гуманитарных наук, а «___» является методологической основой естественных наук.
объяснение
12. В концепции Виндельбанда метод познания посредством уникальных явлений называется
идеографическим
13. В концепции Виндельбанда характерный для естествознания метод познания посредством обнаружения универсальных закономерностей называется
номотетическим
14. В концепции И. Лакатоса научно-исследовательская программа – это
основная единица развития научного знания
серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов
конкурентоспособная научная теория, способная защитить себя в ситуации столкновения с противоречащими эмпирическими данными
15. В концепции К. Поппера «второй мир» - это
концептуализирование
16. В концепции К. Поппера «первый мир» - это
опыт
17. В концепции К. Поппера «третий мир» - это
знание
18. В концепции К. Поппера знание относится к
«третьему миру»
19. В концепции К. Поппера концептуализирование относится к (ко)
«второму миру»
20. В концепции К. Поппера опыт относится к
«первому миру»
21. В концепции О. Конта метафизической стадии предшествует ___ стадия
теологическая
22. В концепции О. Конта на смену теологической стадии приходит ___ стадия
метафизическая
23. В концепции О. Конта позитивной стадии предшествует ___ стадия. (ответ дайте одним словом)
метафизическая
24. В концепции Т. Куна научная парадигма – это
единая (образцовая) для группы специалистов точка зрения на проблему
совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции
модель постановки и решения проблем, служащая эталоном для научного сообщества на определенном этапе развития науки
25. В концепции Т. Куна совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции, – это научная (ый)
парадигма
26. В неопозитивизме - методологическая программа, ориентированная на решение проблемы единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин унифицированного языка, – это
редукционизм
27. В отличие от наблюдения, научный ___ есть опыт в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий
эксперимент
28. В работе «Познание и заблуждение» ___ стремился показать, что идеалом науки является чистое описание фактов чувственного восприятия, а сознание подчиняется принципу экономии мышления
Мах
29. В середине XX в. оппозиция наук о духе и естественных наук осознается как конфликт «двух культур» в работах
Сноу
30. В число представителей Венского кружка (на основе которого сложился логический позитивизм) входил
Карнап
31. В число представителей Венского кружка (на основе которого сложился логический позитивизм) входили
Гедель
Рейхенбах
32. Важным элементом, входящим в основание науки, по Куну, является научное ___, которое составляют исследователи с определенной специальностью, сходной научной подготовкой и профессиональными навыками
сообщество
33. Вставьте пропущенную стадию (по Конту): теологическая - ___ - позитивная
метафизическая
34. Вставьте пропущенный элемент: классическая - ___ - постнеклассическая
неклассическая
35. Вывод по правилам формальной логики, при котором заключение истинно, если истинны посылки, – это
дедукция
36. Герман ___ признается родоначальником синергетики
Хакен
37. Герменевтика - это
синоним понятия «экзегетика»
искусство толкования текстов
38. Глубокое качественное изменение (переворот) в развитии науки; смена научной парадигмы – это научная
революция
39. Гносеология – это учение о
природе и сущности познания
40. Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на
прикладное и фундаментальное
41. Джеральд ___ является основоположником «тематического анализа науки»
Холтон
42. Для методологии Венского кружка характерны следующие положения
принцип верификации
требование унификации языка
анализ протокольных предложений
43. Для обозначения гносеологической теории, которая признает в качестве основания истинности знания его положительное влияние на практику, используют термин «___ теория истины»
прагматистская
44. Для обозначения гносеологической теории, которая признает в качестве основания истинности знания его согласованность с более общей системой знания, используют термин «___ теория истины»
когерентная
45. Для обозначения классической гносеологической теории, которая признает в качестве основания истинности знания соответствие представлений реальному положению дел, используют термин «___ теория истины»
корреспондентная
46.

Для обозначения подхода к истории науки, к которому принадлежат А. Койре, Р. Холл,

Дж. Агасси, можно использовать термин «___ подход»

интерналистский
47. Для обозначения подхода к истории науки, к которому принадлежат Р. Мертон, А. Кромби, Э. Цильзель, Дж. Нидам, С. Лилли, можно использовать термин «___ подход»
экстерналистский
48. Для обозначения подхода к истории науки, к которому принадлежат С. Уолгар, К. Кнор-Цетина, Ф. Уитли, используют термин «___ социология»
когнитивная
49. Для обозначения сложившегося во второй половине - конце XX в нового сверхэтапа в истории искусства и науки (парадигмы современной культуры) используют термин «___»
постмодернизм
50. Для обозначения совокупности таких структурных элементов как «символические обобщения», «концептуальные модели», «ценностные установки», «образцы решения», можно использовать термин:
«дисциплинарная матрица»
51. Для обозначения совокупности таких структурных элементов, как: «жесткое ядро», «защитный пояс», «положительная эвристика», «отрицательная эвристика», можно использовать термин
«научно-исследовательская программа»
52. Для обозначения совокупности таких ученых как А. Койре, Р. Холл, Дж. Агасси, можно использовать термин
«интернализм»
53. Для обозначения совокупности таких ученых, как: Р. Мертон, А. Кромби, Э. Цильзель, Дж. Нидам, С. Лилли, можно использовать термин
экстернализм
54.

Для обозначения совокупности таких философов науки как К. Поппер, И. Лакатос,

М. Полани, Т. Кун, П. Фейерабенд, можно использовать термин «___»

постпозитивизм
55. Для обозначения совокупности таких философов науки как Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк, У. Куайн, Н. Гудмен, Г. Райл. Дж. Остин, Дж. Уисдом, П. Стросон, можно использовать термин «___ философия»
аналитическая
56. Для постмодернизма характерно следующее
антисистемность
иронизирование, «передразнивание» традиций
использование приема игры
57. Для построения научной теории в виде системы постулатов и правил вывода, позволяющих путем дедукции получать теоремы данной теории, используется ___ метод
аксиоматический
58. Единая (образцовая) для группы специалистов точка зрения на проблему – это научная (ый)
парадигма
59. Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о
фальсификации
60. Если предсказанные теорией эмпирические следствия подтверждаются на практике, то тогда говорят о
верификации
61. Имре ___ является основоположником методологии научно-исследовательских програм
Лакатос
62. Индуктивный метод наблюдения относят к методам
общелогическим
63. Искусство толкования текстов – это
экзегетика
64. Истина в соответствии с когерентной концепцией – это
продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям
65. Истина в соответствии с конвенционалистской концепцией – это
результат соглашения между учеными
66. Истина в соответствии с корреспондентной концепцией – это
свойство знания соответствовать действительности
67. Истина в соответствии с прагматической концепцией – это
то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы
68. К «неявному знанию» относятся
ценностные ориентации
образцы способов решения задач
невербализованные традиции научного сообщества
69. К Венскому кружку принадлежал
О. Нейрат
70. К аналитической философии относятся
логический эмпиризм
логический прагматизм
71. К индуктивным методам установления причинных связей относятся
объединенный метод сходства и различия
метод остатков
метод сопутствующих изменений
72. К неопозитивизму относятся
Нейрат
Рейхенбах
73. К основным функциям научного познания относят
описание
прогнозирование
74. К основным функциям научного познания традиционно относят
понимание
объяснение
75. К основополагающим методам эмпирического познания относятся
наблюдение
эксперимент
76. К первому позитивизму относятся
Конт
Милль
Спенсер
77. К постпозитивизму относят
критический рационализм
78. К постпозитивизму относятся
Фейерабенд
Кун
Тулмин
79. К. Поппер, И. Лакатос, М. Полани, Т. Кун, П. Фейерабенд являются представителями
постпозитивизма
80. Какому философу принадлежит высказывание: «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного»
Гегелю
81. Кибернетика - это
наука об управлении сложными системами с обратной связью
82. Ко второй волне позитивизма относят
эмпириокритицизм
83. Ко второй волне позитивизма относятся
махизм
эмпириокритицизм
84. Ко второму позитивизму относятся:
Мах
Авенариус
Дюгем
85. Когнитивная социология науки – это
направление исследований, в котором наука трактуется не как познавательная, а как исключительно социальная деятельность
направление исследований, в котором наука отождествляется с идеологией
направление исследований, в котором происходит отказ от различения в науке истинного и ложного, а объективность сводится к общезначимости
86. Конкурентоспособная научная теория, способная, по мнению И. Лакатоса, защитить себя в ситуации столкновения с противоречащими эмпирическими данными, – это
научно-исследовательская программа
87. Концепция - это
система взглядов, выражающая определенное понимание явлений
определяющий (ведущий) замысел в конкретном исследовании
конструктивный принцип различных видов деятельности
88. Критерии научности – это
использование специфических средств
доказательность
опытная проверяемость
89. Л. Витгенштейн, Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап являются представителями
неопозитивизма
90. М. Шлик организовал ___ кружок, на основе которого сложился логический позитивизм
Венский
91. Майкл ___ является основоположником концепции неявного знания
Полани
92. Макс ___ в своей концепции «идеальных типов» отмечал релятивность границы между номотетикой и идеографией
Вебер
93. Мартин ___ в своей концепции онтологической интерпретации понимания предпринял попытку сведения объяснения к моменту и возможности понимания.
Хайдеггер
94. Метод – это
способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи
совокупность приемов, операций, описания практического или теоретического освоения (познания) действительности
95. Метод исследования отношений между элементами системы, предполагающий их сосуществование, совпадение во времени – это
синхрония
96. Метод наблюдения относят к методам
эмпирического исследования
97. Метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных сторон объектов и явлений в единое целое, – это
синтез
98. Метод познания и способ организации знания, при котором исходные общие положения имеют форму утверждений, истинность которых принимается без доказательств, – это ____ метод
аксиоматический
99. Метод познания посредством отображения содержания предметной области в знаковой форме на основе искусственных языков – это
формализация
100. Метод познания с помощью замещения оригинала сходными системами – это
моделирование
101. Метод познания, в основу которого положены различные способы расчленения системы на составляющие ее элементы, – это
анализ
102. Метод эмпирического исследования, заключающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии (без вмешательства исследователя в исследуемый процесс), – это
наблюдение
103. Методика – это
совокупность методов (приемов, операций) решения конкретных задач
специализированное знание о целесообразном проведении какой-либо работы
раздел педагогики, изучающий закономерности обучения какому-либо предмету
104. Методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории, – это
фальсификация
105. Методологическая установка на отрицание всеобщего характера причинности – это
индетерминизм
106. Методологическая установка на признание закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений, – это
детерминизм
107. Методологическая установка на признание объектов познания, научных понятий, теорий и гипотез орудиями, необходимыми для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом, - это
инструментализм
108. Методологическая установка, приписывающая процессам и явлениям природы целесообразность или способность к целеполаганию, – это
телеология
109. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть объяснены на основе законов, свойственных явлениям более простым
редукционизм
110. Методологический принцип, требующий обязательного признания и поиска необходимых причин любого явления, – это
каузализм
111. Методологический принцип, требующий целостного подхода к изучению объектов живой природы, – это
организмизм
112. Методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их проверки, – это
верификация
113. Методология - это
общетеоретические основы практического использования конкретных методов и методик
область знания о совершенствовании и конструировании методов в различных сферах духовной и практической деятельности
114. Методология – это
целостное теоретическое учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности
система принципов и способов организации и построения деятельности
комплексная совокупность подходов (общих положений, исходных принципов, абстрактных моделей) к решению той или иной проблемы
115. Методология, занимающаяся применением теоретических средств для решения методологических проблем конкретной науки, – это
прикладная
116. Многие основоположники неопозитивизма первоначально входили в ___ кружок
Венский
117. Модель постановки и решения проблем, служащая эталоном для научного сообщества на определенном этапе развития науки, – это научная (ый)
парадигма
118. Мориц ___ является основателем Венского кружка
Шлик
119. Мысленное конструирование понятий об объектах, не осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире, – это
идеализация
120. Направление в гуманитарном знании, связанное с выявлением устойчивой совокупности отношений внутри системы, признающее методологический примат отношений над элементами и примат синхронии над диахронией, – это
структурализм
121. Направление в теории познания, утверждающее существование некоторых последних (далее неделимых) оснований достоверного знания, - это
фундаментализм
122. Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета, - это
позитивизм
123. Направление исследований, в котором наука отождествляется с идеологией и трактуется не как познавательная, а как исключительно социальная деятельность, получило название «___социология науки».
когнитивная
124. Направление исследований, в котором наука отождествляется с идеологией, происходит отказ от различения истинного и ложного, а объективность сводится к общезначимости, – это
когнитивная социология науки
125. Направление исследований, в котором наука трактуется не как познавательная, а как исключительно социальная деятельность, – это
когнитивная социология науки
126. Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как множеств элементов, образующих определенную целостность, единство, – это подход
системный
127. Направление теоретических и эмпирических исследований, рассматривающее проблемы индивидуально-психических феноменов научной деятельности. – это
психология науки
128. Направление теоретических и эмпирических исследований, рассматривающее проблемы исторической обусловленности и общественной природы науки, – это
социология науки
129. Наука - это
особая форма общественного сознания
сфера человеческой деятельности, содержанием которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
вид духовного производства; включающий как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира
130. Наука об управлении сложными системами с обратной связью – это
кибернетика
131. Научная ___ – это глубокое качественное изменение (переворот) в развитии науки; смена научной парадигмы
революция
132. Научная ___ – это модель постановки и решения проблем, служащая эталоном для научного сообщества на определенном этапе развития науки
парадигма
133. Научная ___ – это предположительное суждение о закономерной связи явлений как форма развития науки
гипотеза
134. Научная ___ есть система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо науки, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов
классификация
135. Научная ___ есть совокупность методов (приемов, операций, процедур) решения конкретных научных задач.
методика
136. Научная ___ есть форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать; это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа
проблема
137. Научная проблема есть
форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать
знание о незнании
вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа
138. Научно-исследовательская ___, согласно концепции И. Лакатоса, является основной единицей развития научного знания
программа
139. Научное ___ есть метод познания с помощью замещения оригинала сходными системами, сохраняющими некоторые особенности объекта исследования, что дает возможность представлять этот объект в определенных отношениях и давать о нем новое знание
моделирование
140. Научное ___ есть метод эмпирического исследования, заключающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии исследуемого объекта
наблюдение
141. Научное ___ есть форма рационального мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях
понятие
142. Научные ___, в отличие от научных понятий, воплощают в себе предельно возможную степень общности
категории
143. Научный ___ – это особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, достоверность которого считается доказанной
факт
144. Научный ___ есть комплекс этических ценностей и норм, воспроизводящийся в процессе науки и являющийся обязательным для исследователя.
этос
145. Научный ___ есть способ достижения научной цели, решения конкретной научной задачи.
метод
146. Научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели, – это
типологизация
147. Научный опыт в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий, – это
эксперимент
148. Не имеют отношения к синергетике
Мах
Авенариус
149. Не относится к основным чертам научного знания
неопровержимость
150. Не понятиями отдельных наук, а философскими категориями являются
случайность
возможность
151. Не понятиями отдельных наук, а философскими категориями являются:
пространство
причина
152. Не являются представителями аналитической философии
Полани
Фейерабенд
153. О. Конт выделил ___ стадии (стадий) интеллектуальной эволюции человечества
три
154. О. Конт выделил в интеллектуальной эволюции человечества следующие стадии
теологическая
метафизическая
позитивная
155. О. Конт разделил интеллектуальную эволюцию человечества на _____ стадии (й)
три
156. О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гедель, Х. Рейхенбах входили в Венский ___
кружок
157. Объяснение посредством указания на определенный закон
дедуктивно-номологическое
158. Объяснение посредством указания на преследуемую цель
интенциальное
159. Огюст ___ является основоположником позитивизма
Конт
160. Один из основоположников «древовидной ветвящейся графики как образа постнеклассической картины мира – это
И. Пригожин
161. Один из основоположников аналитической философии, автор «Логико-философского трактата», – это
Л. Витгенштейн
162. Одна из форм рационального познания – это
суждение
163. Одна из форм чувственного познания – это
восприятие
164. Основа рационального познания – это
понятие
165. Основа чувственного познания – это
ощущение
166. Основатель социологии как позитивной науки – это
О. Конт
167. Основная, согласно концепции И. Лакатоса, единица развития научного знания – это
научно-исследовательская программа
168. Основные идеи К. Поппера – это
принцип фальсифицируемости
критика индуктивизма
гипотетико-дедуктивная модель роста знания
169. Основные идеи неопозитивизма сформировались в рамках деятельности
Венского кружка
170. Основывающееся на опыте, чувственное знание – это знание
эмпирическое
171. Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, достоверность которого считается доказанной, – это научная (ый)
факт
172. Под влиянием критики Т. Кун конкретизировал понятие парадигмы в термине «дисциплинарная ___»
матрица
173. Подход к познанию объекта, ориентированный на выявление его составных частей и их связей друг с другом, с точки зрения обмена веществом и энергией – это подход
субстратный
174. Подход, в рамках которого культура рассматривается как совокупность знаков и знаковых систем, – это
семиотический
175. Подход, в рамках которого культура рассматривается как совокупность ценностей, – это
аксиологический
176. Подход, в рамках которого культура рассматривается как социальный институт, который придает обществу системное качество внеприродного порядка, – это
социологический
177. Подход, в рамках которого культура рассматривается как специфически человеческий способ бытия, – это
деятельностный
178. Подход, ориентированный на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину, – это подход
системный
179. Познавательная установка на действительность всего наблюдаемого в обычных условиях и описываемого общепринятым языком – это
наивный реализм
180. Познавательная установка на действительность описываемого научными теориями – это
научный реализм
181. Познавательная установка, объясняющая возможность знания на основании теории бытия, – это
онтологизм
182. Поль ___ является автором труда «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания»
Фейерабенд
183. Понимание как проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста его создания, трактовал
Дильтей
184. Понимание как специфически человеческое отношение к действительности, способ бытия человека в мире, трактовал
Хайдеггер
185. Понятие «___» используется для обозначения концепции, объясняющей причины развития науки ее собственной, внутренней логикой
интернализм
186. Понятие «___» используется для обозначения концепции, согласно которой развитие науки объясняется влиянием лишь внешних социальных факторов
экстернализм
187. Предположительное суждение о закономерной связи явлений как форма развития науки – это научная (ый)
гипотеза
188. Представителем антисциентизма был
Бергсон
189. Представителем антисциентизма является
Полани
190. Представителем антисциентизма является:
Рассел
191. Представителем интернализма является
Агасси
192. Представителем какой теории был А. Пуанкаре
конвенциональной
193. Представителем какой теории истины был Аристотель
корреспондентной
194. Представителем какой теории истины был Г.В.Ф. Гегель
когерентной
195. Представителем какой теории истины был У. Джеймс
прагматистской
196. Представителем когерентной теории истины был
Гегель
197. Представителем конвенционализма был
Пуанкаре
198. Представителем корреспондентной теории истины был
Аристотель
199. Представителем прагматистской теории истины был
Джеймс
200. Представителем экстернализма является
Кромби
201. Представителями антикумулятивизма являются
Кун
Лакатос
202. Представителями антисциентизма были
Маркузе
Полани
203. Представителями герменевтики являются
Гадамер
Рикер
204. Представителями кумулятивизма являются
Мах
Дюгем
205. Представителями неопозитивизма являются
Витгенштейн
Карнап
206. Представителями постпозитивизма являются
Полани
207. Представителями теории самоорганизации являются
Хакен
Богданов
Пригожин
208. Представителями эмпириокритицизма являются
Мах
Авенариус
209. Предтечей антисциентизма является
Кьеркегор
210. Прием преобразования данных на основе упрощения научной задачи и представления ее средствами некоторого формализованного языка – это
редукционизм
211. Принцип исследования явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент системы имеет определенное назначение, – это
функционализм
212. Принцип фаллибилизма обосновывал
К. Поппер
213. Принцип, предложенный К. Поппером в качестве критерия демаркации науки от метафизики, – это
фальсифицируемость
214. Принцип, предполагающий рассмотрение объекта как динамичной системы и выявление закономерностей и этапов его развития, – это
историзм
215. Принято выделять (например, в концепции В.С. Степина) ___ типа (типов) научной рациональности (ответ дайте словом)
три
216.

Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк, У. Куайн, Н. Гудмен, Г. Райл. Дж. Остин, Дж. Уисдом,

П. Стросон являются представителями

аналитической философии
217. Развертывание мышления в понятиях и суждениях, основанных на предшествующих понятиях и суждениях. – это
дискурс
218. Разделение наук на «науки о природе» и «науки о духе» предложил
Дильтей
219. Разделение наук на «науки о природе» и «науки о культуре» предложил
Риккерт
220. Разделение наук на номотетические и идеографические предложил
Виндельбанд
221. Распространение выводов, полученных из наблюдений над одной областью действительности, на другую ее часть – это
экстраполяция
222. Рационализм – это
направление в гносеологии, признающее разум и разумность основой познания и критерием его истинности
223. Редукционизм – это
методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть объяснены на основе законов, свойственных явлениям более простым
прием преобразования данных на основе упрощения научной задачи и представления ее средствами некоторого формализованного языка
методологическая программа неопозитивизма, ориентированная на решение проблемы единства научного знания на основе выработки общего для всех научных дисциплин унифицированного языка
224. Результат многопланового взаимоотношения между соперничающими теориями и данными их экспериментальных проверок – это
верификация
225. Родоначальником синергетики считается
Г. Хакен
226. Самой развитой формой организации знания, дающей целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности, принято считать знание
теоретическое
227. Серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов – это
научно-исследовательская программа
228. Синергетика - это
теория самоорганизации и развития систем
229. Система взглядов, выражающая определенное понимание явлений; определяющий замысел в конкретном исследовании, – это
концепция
230. Система соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями, – это
классификация
231. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания и трансляции от одного поколения к другому – это
культура
232. Согласно «закону трех стадий» О. Конта, второй стадией является
метафизическая
233. Согласно «закону трех стадий» О. Конта, высшей стадией является
позитивная
234. Согласно «закону трех стадий» О. Конта, низшей стадией является
теологическая
235. Согласно Аристотелю, к науке относятся
метафизика
математика
физика
236. Согласно М. Хайдеггеру, «понимание» - это
способ бытия человека в мире
237. Соотношение понятий «парадигма» и «научная теория» таково, что
понятие «парадигмы» шире понятия «теории»
238. Социологическая концепция, утверждающая необходимость установления политической власти технических специалистов, – это
технократизм
239. Способ построения научной теории в виде системы постулатов и правил вывода, позволяющих путем дедукции получать утверждения данной теории, – это ____ метод
аксиоматический
240. Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам – это
интуиция
241. Способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, поступки; восприятие с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков – это
эмпатия
242. Сравнительный метод исследования, позволяющий выявлять общее и особенное в познаваемых явлениях, – это
компаративизм
243. Средневековая ___ есть отвлеченно-догматический способ мышления, опирающийся на авторитет канонизированных текстов и на формально-логическую правильность словесных рассуждений
схоластика
244. Стивен ___ является представителем эволюционной эпистемологии
Тулмин
245. Структура закона отрицания отрицания по Гегелю: тезис - ___ - синтез
антитезис
246. Структура исследовательской программы включает в себя жесткое ___, которое представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических принципов, сохраняющихся без изменения во всех теориях научной программы
ядро
247. Структурно-___ подход – это принцип исследования явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение.
функциональный
248. Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями – это
закон
249. Т. Кун конкретизировал представление о парадигме в термине
«дисциплинарная матрица»
250. Теоретический подход к истории науки, согласно которому ее развитие объясняется влиянием внешних социальных факторов, – это
экстернализм
251. Теоретический подход к истории науки, согласно которому причины развития науки объясняются ее внутренней логикой, – это
интернализм
252. Теоретический подход, исходящий из понимания научных положений как результата соглашения ученых, – это
конвенционализм
253. Теоретический подход, согласно которому прогресс в науке трактуется как непрерывное количественное накопление знаний, – это
кумулятивизм
254. Теоретический подход, согласно которому развитие науки трактуется как дискретный процесс, включающий периодическую ломку и смену оснований науки, - это
антикумулятивизм
255. Теория самоорганизации и развития открытых систем любой природы – это
синергетика
256. Термин «пролиферация» означает: _____ теорий
размножение
257. Термин «пролиферация» является значимым понятием в концепции
Фейерабенда
258. Термин Ст. Тулмина, обозначающий научную теорию по аналогии с биологическими объектами, - это
популяция понятий
259. Термин Ст. Тулмина, обозначающий научную теорию по аналогии с биологическими объектами, – это
популяция понятий
260. Термин, получивший распространение в семиотике, литературоведении и других общественных науках в значении исторического подхода к исследуемым явлениям, – это
диахрония
261. Тип рациональности, к которому относят объяснение познаваемой реальности с учетом не только познавательных процедур, но и мировоззренческих ориентаций субъекта, культурно-исторической обусловленности знания, целевых установок исследовательской деятельности, – это рациональность
постнеклассическая
262. Тип рациональности, к которому относят объяснение познаваемой реальности, вытекающее из убеждения в полной независимости внешнего мира от исследователя и его познавательной активности, – это рациональность
классическая
263. Тип рациональности, к которому относят объяснение реальности с учетом присутствия исследователя в акте познания, но без учета культурно-исторической предпосылочности знания, – это рациональность
неклассическая
264. Тип рациональности, основывающийся на убеждении в полной независимости внешнего мира от исследователя и его познавательной активности, получил название «___рациональность».
классическая
265. Тип рациональности, учитывающий влияние на исследователя и познавательных процедур, и ценностных ориентаций субъекта, получил название «___рациональность»
постнеклассическая
266. Тип рациональности, учитывающий влияние на исследователя познавательных процедур (но без учета ценностных ориентаций субъекта) получил название «___рациональность».
неклассическая
267. Томас ___ является основоположником концепции научного роста как смены парадигм
Кун
268. Умозаключение от частных фактов к некоторой общей гипотезе – это
индукция
269. Установите соответствие между наименованиями подходов к культуре и направлениями их понимания культуры

социологический <=> особый социальный институт; подсистема общества; социальная память; способ социализации личности

деятельностный <=> специфический механизм, технология человеческой деятельности; сугубо человеческий способ бытия

гуманистический <=> мера человека, реализация творчества и свободы, универсальный способ самореализации личностей и межличностного общения

семиотический <=> совокупность знаков и знаковых систем
270. Установите соответствие между научным методом и его определением

анализ <=> метод познания, в основу которого положены различные способы расчленения системы на составляющие ее элементы

синтез <=> метод познания, состоящий в соединении разнообразных сторон объектов и явлений в единое целое

дедукция <=> метод перехода от общего к частному; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования

индукция <=> метод перехода от частного к общему; умозаключение от фактов к некоторой гипотезе
271. Установите соответствие между понятиями и их определениями

верификация <=> процесс установления истинности научных утверждений в результате их проверки

фальсификация <=> методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории

научно-исследовательская программа <=> серия сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов

структурализм <=> направление в гуманитарном знании, изучающее культуру как совокупность знаковых систем на основе признания примата отношений над элементами и синхронии над диахронией
272. Установите соответствие между учеными и школами, течениями и концепциями, которые они представляли и высказывали

Вебер <=> понимающая социология

Кнор-Цетина <=> когнитивная социология науки

Пинч <=> кейс-стадис

Бернал <=> марксистская социология науки
273. Установите соответствие между учеными и школами, течениями и концепциями, которые они представляли и разрабатывали

Койре <=> интернализм

Мертон <=> экстернализм

Поппер <=> фальсификационизм

Вебер <=> концепция идеальных типов
274. Установите соответствие между философами и веками, в которые они жили

Гераклит <=> V до н. э.

Конт <=> XIX

Юм <=> XVIII

Поппер <=> XX
275. Установите соответствие между философами и годами их жизни

Полани <=> 1891-1976

Авенариус <=> 1843-1896

Витгенштейн <=> 1889-1951

Поппер <=> 1902-1994
276. Установите соответствие между философами и названиями их трудов

Фейерабенд <=> «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания»

Кун <=> «Структура научных революций»

Мах <=> «Познание и заблуждение»

Витгенштейн <=> «Логико-философский трактат»
277. Установите соответствие между философами и философскими концепциями истины, которые они разрабатывали

Аристотель <=> корреспондентная

Гегель <=> когерентная

Джеймс <=> прагматистская

Пуанкаре <=> конвенциональная
278. Установите соответствие между философами и философскими школами, течениями и концепциями

Полани <=> концепция неявного знания

Холтон <=> тематический анализ науки

Лакатос <=> методология научно-исследовательских программ

Тулмин <=> эволюционная эпистемология
279. Учение о продуктивном творческом мышлении; искусство изобретения – это
эвристика
280. Ученый, который в качестве одного из ключевых понятий философии и истории науки использовал термин «научная революция», – это
Т. Кун
281. Ученый, который в качестве одного из ключевых понятий философии и истории науки использовал термин «научно-исследовательская программа», – это
И. Лакатос
282. Ученый, методологическую теорию которого называют «эпистемологическим анархизмом», – это
П. Фейерабенд
283. Ученый, одним из ключевых понятий методологической теории которого был термин «популяции понятий», – это
Ст. Тулмин
284. Философ науки, которого относят к постпозитивизму, – это
Т. Кун
285. Философ науки, который ввел в устойчивый научный оборот термин «парадигма», – это
Т. Кун
286. Философ, концепцию которого относят к третьей волне позитивизма, – это
Р. Карнап
287. Философ, одним из ключевых понятий методологической теории которого был термин «психофизика», – это
Э. Мах
288. Философ, по мнению которого понимание прошлой культуры неотделимо от самопонимания интерпретатора. – это
Гадамер
289. Философская позиция Р. Декарт называется
дуализмом
290. Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга, – это
детерминизм
291. Философско-мировоззренческая ориентация, абсолютизирующая ценность науки – это
сциентизм
292. Философско-мировоззренческая ориентация, негативно оценивающая достижения науки ,– это
антисциентизм
293. Философское направление, представителю которого принадлежит высказывание: «Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях», – это
субъективный идеализм
294. Философское направление, противопоставляющее науку философии и признающее единственно возможным знанием только знание специально-научное, – это
позитивизм
295. Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания, – это
философия жизни
296. Философское учение, признающее чувственный опыт единственно достоверным источником знаний, – это
эмпиризм
297. Философы, чьи идеи лежат в основе аналитической философии
Рассел
Мур
Витгенштейн
298. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов, – это
рефлексия
299. Формами теоретического познания являются
проблема
гипотеза
теория
300. Французский математик, физик и методолог - ведущий представитель конвенционализма, – это
А. Пуанкаре
301. Французский математик, физик и методолог ___ является ведущим представителем конвенциализма
Пуанкаре
302. Французский мыслитель ___ является автором труда «Курс позитивной философии»
Конт
303. Ханс ___ в своей концепции предпринял попытку универсализации герменевтики
Гадамер
304. Характерными для концепции А. Пуанкаре являются следующие положения
признание конвенциальных оснований неустранимыми из науки
признание значимости интуиции в научной деятельности
305. Характерными для концепции И. Лакатоса являются следующие положения
использование понятия «научно-исследовательская программа»
признание эвристической силы зрелых наук
306. Характерными для концепции М. Полани являются следующие положения
включение в основания науки неявного, личностного знания
антропологическая ориентированность методологии науки
307. Характерными для концепции П. Фейерабенда являются следующие положения
методологический плюрализм
эпистемологический анархизм
308. Характерными для концепции Т. Куна являются следующие положения
использование понятия «парадигма»
признание в качестве важного элемента науки научного сообщества
антикумулятивизм в объяснении роста научного знания
309. Характерными для концепции Э. Маха являются следующие положения
подчинение сознания принципу экономии мышления
подмена причинности функциональной зависимостью
310. Характерными чертами позитивной философии, по Конту, являются
полезность
относительность
достоверность
311. Эвристика - это
учение о продуктивном творческом мышлении
искусство изобретения
специальные методы, используемые в процессе открытия нового, при решении проблем в условиях неопределенности
312. Эдмунд ___ в своей концепции искал единое для естественных и гуманитарных наук трансцендентально феноменологическое обоснование
Гуссерль
313. Эксперимент относят к методам
эмпирического исследования
314. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом – это
верификация
315. Этика науки – это
раздел профессиональной этики, изучающий моральные и нравственные аспекты научного познания
316. Этос науки – это
комплекс ценностей и норм, воспроизводящийся в процессе науки и являющийся обязательным для исследователя