Поиск по сайту

СГА физическая культура Т-Т - 0352.04.02;Т-Т.01;1


в случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым
Расстройство внимания
2. _______ - методика направлена на выявление признаков вегетативных изменений, которые являются индикатором напряженности и степени утомления
Вопросник «Ваше здоровье»
3. _______ - методика предназначена для оценки субъективного актуального функционального состояния
Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)
4. _______ - методика предназначена для оценки тревожности как индивидуального свойства личности
Методика «Шкала самооценки»
5. _______ - при сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения; потребность во сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например, сидя
Сонливость
6. _______ - при утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль, отсутствует настойчивость
Ослабление воли
7. _______ - регенеративные изменении я межпозвоночных дисков возникают в результате физиологического нейроэндокринного процесса старения и вследствие изнашивания под влиянием одномоментных травм или повторных микротравм
Остеохондроз позвоночника
8. _______ - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после нагрузок и на его основе разных степеней аутогенного погружений, при которых создаются условия для полноценного отдыха
Релаксация
9. _______ - таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе; если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста
Расстройства в сенсорной области
10. _______ - утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации
Нарушения в моторной сфере
11. _______ - утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает
Чувство слабосилия
12. _______ - эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа; мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы
Дефекты памяти и мышления
13. _______ - это комплекс различных гимнастических упражнений, выполняемых с целью оздоровления и физического развития ежедневно, как правило, утром
Гигиеническая гимнастика
14. _______ - это комплекс физических упражнений в начале рабочего дня, выполняемый для ускорения процесса вхождения в работу
Водная гимнастика
15. _______ - это специальные 7–10-минутные перерывы в течение рабочего дня для выполнения физических упражнений с целью снятия утомления и повышения работоспособности
Физкультурная пауза
16. _______ - это физкультурные мероприятия в режиме рабочего дня
Производственная гимнастика
17. _______ – временное, объективно регистрируемое снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузок
Утомление
18. _______ – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления
Усталость
19. _______ – напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека
Физическое напряжение
20. _______ – напряжение, вызванное интенсивным характером интеллектуальных процессов (например, при учебной деятельности в экстремальных условиях)
Интеллектуальное напряжение
21. _______ – напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания в частых и неожиданных направлениях
Политония
22. _______ – напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности
Напряжение ожидания
23. _______ – напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем, возникающее в случае трудностей в восприятии необходимой информации
Сенсорное напряжение
24. _______ – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания
Монотония
25. _______ – особое состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активностью
Гипокинезия
26. _______ – отдых, необходимый для восстановления сил после трудовой деятельности
Рекреация
27. _______ – прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризуется его искривлением; деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов
Сколиоз
28. _______ – расщепление (или незаращение) дужек между суставными отростками; при такой патологии может произойти смещение тела позвонка кпереди (вперед и вниз, в полость малого таза),
Спондилолиз
29. _______ – студенты с высокой работоспособностью в первой половине дня; студенты встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы
«Жаворонки»
30. _______ – студенты с высокой работоспособностью во второй половине дня; студенты наиболее работоспособны с 18 до 24 часов
«Совы»
31. _______ – форма отдыха в виде двигательной деятельности небольшого объема и интенсивности
Активный отдых
32. _______ – форма отдыха после напряженной деятельности с явным преобладанием физического и интеллектуального бездействия
Пассивный отдых
33. _______ – это накопление утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего восстановление сил
Переутомление
34. _______ – это условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы
Экстремальные условия
35. _______ адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания вуза
Профессиональная
36. _______ адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п.
Социально-психологическая
37. _______ адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения
Дидактическая
38. _______ жизни студента – это определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний
Образ
39. _______ жизни студента – это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами
Стиль
40. _______ направленность упражнений предполагает использование физической культуры с целью более эффективного отдыха, восстановления сил, израсходованных в процессе труда
Рекреационная
41. _______ напряжение – нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудовой деятельности; это состояние психической активности – необходимое условие успешного выполнения действий
Умеренное
42. _______ не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности; снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде
Утомление
43. _______ нервной системы – это закономерность реагирования нервных клеток либо на длительное действие раздражителя, дающего сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и накапливающееся в них возбуждение, либо на кратковременное действие сверхсильных раздражителей
Сила
44. _______ нервной системы – это свойство, связанное со скоростью возникновения, протекания и прекращения нервного процесса.
Лабильность
45. _______ нервной системы – это скорость движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и концентрации, а также взаимного превращения
Подвижность
46. _______ нервной системы – это скорость образования условных рефлексов или способность нервной системы к научению в широком смысле этого слова
Динамичность
47. _______ связано с борьбой мотивов, выбором критериев для принятия решения
Мотивационное напряжение
48. _______ сложный вид коррекции функционального состояния и работоспособности учащихся, подразумевает способность студента переходить к особому сноподобному состоянию, характеризующемуся доверием к лицу, проводящему сеанс
Гипносуггестия
49. _______ сопровождается уменьшением производимой работы и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами
Утомление
50. _______ стадия утомления характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления
Третья
51. _______ условий труда является одним из резервов повышения его производительности; способами ее могут быть индивидуальное регулирование, выбор одного из типовых вариантов или подбор рабочего места, задания в соответствии с индивидуальными особенностями студента
Индивидуализация
Научная организация
52. _______ учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием для организма и психики студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики.
Динамика
53. _______ учебной деятельности – одна из областей медицинской психофизиологии, которая изучает условия и предпосылки обеспечения психофизиологического здоровья учащихся, ведущих активный образ жизни и активно занимающихся спортом
Психогигиена
54. _______ чаще всего развивается в шейном и поясничном отделах позвоночника и может сочетаться с явлениями деформирующего спондилеза, характеризующегося распространенностью процесса
Остеохондроз
55. ________ в состоянии бодрствования предполагает формирование осознанного отношения к арсеналу используемых приемов учебной деятельности с позиций их субъективной эффективности и рационального расходования сил
Внушение
56. _______напряжение – напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения непредвиденной ситуации либо длительным напряжением прочих видов
Эмоциональное
57. Адаптация лиц, имеющих хронические заболевания и пониженную работоспособность в ходе учебной деятельности, должна основываться на двух принципах:
использование имеющихся ресурсов работоспособности (профессиональная ориентация и профессиональный отбор, нормирование труда)
изыскание путей повышения работоспособности (оздоровительно-профилактические мероприятия)
оптимизация учебных и производственных нагрузок и определенных режимах труда и отдыха
58. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации; это отражается в таких важнейших компонентах, как
несвоевременный прием пищи
систематическое недосыпание
малое пребывание на свежем воздухе
недостаточная двигательная активность
отсутствие закаливающих процедур
выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна
курение
59. Анатомический поперечник мышц к 16-17 годам достигает показателей взрослого человека, рост мышц в длину продолжается до _______ лет
23-25
60. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживается творческого начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо _______ усилие
волевое
61. В ОФЦ зона тренинга включает в себя:
тренажерный зал
гимнастический зал, в котором проводятся занятия по изотону, фитбол-гимнастике, фитбол-аэробике, дефиле
62. В диагностике психофизиологических свойств используются группы методик; к третьей группе относятся методики субъективной оценки функционального состояния человека:
тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН) предназначен для оценки субъективного актуального (текущего) функционального состояния
методика «Шкала самооценки» - предназначена для оценки тревожности как индивидуального свойства личности
вопросник «Ваше здоровье» - методика направлена на выявление признаков вегетативных изменений, которые являются индикатором напряженности и степени утомления
63. В диагностике психофизиологических свойств используются группы методик; ко второй группе относятся методики выявления и оценки характеристик сенсомоторных реакций:
методика определения времени простой сенсомоторной (зрительно-моторная) реакции
методика определения времени сложной зрительно-моторной реакции
64. В настоящее время накоплен обширный научный материал, доказывающий непосредственное воздействие целого ряда факторов окружающей среды на здоровье человека, а значит, и на его работоспособность; сюда относятся:
климат
погода
экологическая обстановка
65. В настоящее время среди студентов близоруких примерно _______%; у девушек этот показатель выше из-за меньшей двигательной активности
30-40
66. В профилактике зрительного утомления и перенапряжения весьма значительное место занимает регламентация режимов труда и отдыха, особенно важна специальная _______ для глаз
гимнастика
67. В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел – головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов, а именно
восприятия
внимания
памяти
мышления
эмоций
68. В специальном учебном отделении занимаются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, для которых противопоказана повышенная физическая нагрузка; основными критериями для включения студентов в специальное учебное отделение являются:
диагноз
степень нарушения функций организма
69. В ходе учебной деятельности в вузах, как правило, проводятся обследования функциональных состояний студентов. Для этой цели используется ряд тестов, позволяющих оценивать _______ состояние студентов. Это аппаратурные и бланковые методики.
психофизиологическое
70. Весь ночной сон состоит из _______ циклов, каждый из которых начинается с первых стадий медленного и завершается быстрым сном; каждый цикл продолжается около 90-100 мин
4-5
71. Влияют на состояние человека во время работы атмосферные условия:
температура
состав воздуха
атмосферное давление
движение воздуха
физико-химические свойства воздуха
72. Восстановление психической работоспособности основано на использовании возможностей восстановительной функциональной системы организма, получившей название трофотропной, действие этой системы зависит от уровня бодрствования, различают:
активное состояние, когда человек занят каким-либо делом
пассивное состояние, когда расслаблены мышцы, закрыты глаза и человек ни о чем не думает, появляется сонливость
дремотное состояние, когда сонливость отчетливо выражена, в любой момент человек может заснуть, но еще не спит
сон средней глубины, когда человек спит, но спит достаточно чутко, способен реагировать на средние по интенсивности раздражители (так называемый «дежурный сон»)
глубокий сон, когда наступает полное отключение от дневных забот, человек способен реагировать лишь на достаточно интенсивные раздражители
73. Впечатляют такие факты: тот, кто несколько суток подряд спал по 4 часа, находятся в состоянии, которое сравнимо с
тяжелым похмельным синдромом
74. Для близоруких студентов в занятия включаются следующие упражнения:
упражнения, воздействующие на аккомодационный аппарат глаза
общеукрепляющие упражнения, особенно на мышцы плечевого пояса и шейного отдела
дыхательные упражнения
ходьба, медленный бег, ходьба на лыжах
катание на коньках
плавание в бассейне
езда на велосипеде
75. Для становления личности специалиста особое значение имеют:
профессиональная адаптация
социально-психологическая адаптация
дидактическая адаптация
76. Если говорить о духовном развитии в юношеском возрасте, то можно отметить такие характеристики, как: открытие «Я», осознание своей индивидуальности и ее свойств
появление жизненного плана
77. Если говорить о психологических особенностях, присущих юношескому, студенческому возрасту, то нужно подчеркнуть наличие ряда качественно новых психических образований в этом возрасте; в плане мышления – это переход на уровень _______ мышления
формально-логического
78. Есть категория людей, которые плохо переносят сильную освещенность; это лица со слабым типом высшей нервной деятельности, которых _______ сравнивал с высокочувствительной фотопленкой
Б.М. Теплов
79. Занятия с нагрузками _______ интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает
средней
80. Использование _______форм физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении условий учебного труда и повышении работоспособности самих учащихся
малых
81. К «малым формам» физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся:
утренняя гигиеническая гимнастика
физкультурная пауза
микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты)
82. К объективным факторам обучения относят среду жизнедеятельности, включая
влияние окружающей среды и учебного труда студентов
возраст, пол
состояние здоровья
общую учебную нагрузку
отдых
83. К основным патологиям зрительной системы, встречающимся на студенческой скамье, относятся:
миопия, или близорукость, характеризующаяся повышенной рефракционной способностью хрусталика глаза
гиперметропия, или дальнозоркость, характеризующаяся недостаточной рефракционной способностью хрусталика глаза
астенопия, или истощаемость нервной регуляции аккомодации
84. К основным свойствам нервной системы относятся:
сила нервных процессов
динамичность нервных процессов
лабильность нервных процессов
подвижность нервных процессов
85. К субъективным факторам обучения следует отнести:
знания, профессиональные способности
мотивацию учения
работоспособность
нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость
психофизиологические возможности
личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность)
способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе
86. К факторам риска, способствующим появлению сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также:
социальные перемены
жизненные трудности
непонимание близкими людьми
нетерпение
постоянное ощущение недостатка времени
торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера
смена работы и профессии
87. Медленный сон – это наиболее глубокая стадия сна, самое сильное отключение от внешнего мира; в это время возникают около _______% сновидений и именно в этой стадии возможны приступы лунатизма и ночные кошмары
80
88. Методика занятий при ожирении должна быть направлена на
улучшение деятельности органов кровообращения
улучшение деятельности дыхательной системы
укрепление опорно-двигательного аппарата
повышение общей работоспособности
снижение веса
89. Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны, наиболее радикальным средством оздоровления учебного труда является создание _______ оптимальных устройств считывания и восприятия зрительной информации
эргономических
90. Многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение; к ним относятся:
длительное пребывание в положении сидя за столом
нервно-психическое напряжение
отрицательные эмоции
напряженная работа в условиях дефицита времени
высокая ответственность за результаты усвоения знаний
91. Можно выделить следующие неблагоприятные факторы, повышающие напряжение:
наличие релевантных (схожих с параметрами выполняемого задания) помех
неуспех вследствие объективных обстоятельств
дефицит информации для принятия решений
недогрузка информацией
перегрузка информацией
конфликтные условия, т. е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия
утомление вследствие объективных обстоятельств
92. Мотивационная усталость - утомляемость определяется воздействием следующих факторов:
ощущение скуки
уход в себя
93. На _______ стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки
второй
94. На _______ стадии утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости; производительность труда не падает или падает незначительно
первой
95. На работоспособность в учебной деятельности в определенной степени влияют:
новизна выполняемой работы
интерес к выполняемой работе
установка на выполнение определенного конкретного задания
информация и оценка результатов по ходу выполнения работы
усидчивость, аккуратность
уровень двигательной активности
96. На самочувствие оказывает влияние и изменение электромагнитного поля; в магнитоактивные дни:
обостряются сердечно-сосудистые заболевания
усиливаются нервные расстройства
повышается раздражительность
наблюдается быстрая утомляемость
ухудшается сон
97. Наиболее важна для психологии труда классификация состояний по уровню _______; именно этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность деятельности
напряжения
98. Нарушение экологического равновесия, или так называемые «экологические ножницы», опасны срывом механизма адаптации человека; организм отвечает:
различными расстройствами на вредные воздействия физических излучений
профессиональными заболеваниями на неподготовленность к новым профессиям
нервно-психической неустойчивостью на информационные перегрузки и перенаселенность, чрезмерный шум в городах
аллергическими реакциями на изменение химического состава окружающей среды
99. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:
длительное сохранение работоспособности в учебном труде
ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению
малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда
эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам
средняя выраженность эмоционального фона
снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы
100. Образец дневника самоконтроля, графа «Настроение до занятия»:
хорошее
среднее
плохое
101. Образец дневника самоконтроля, графа «Объективная оценка физической нагрузки»:
большая
средняя
малая
102. Общие положения методики занятий в специальном учебном отделении при заболевании сердечно-сосудистой системы:
в групповом занятии необходимо осуществлять индивидуальный подход с учетом функциональной подготовленности занимающихся
при обучении физическим упражнениям должен соблюдаться принцип от простого к сложному
физические упражнения должны быть просты и доступны каждому занимающемуся
упражнения в подготовительной части занятия должны соответствовать решению задач основной части
кривая физиологической нагрузки должна постепенно повышаться в основной части и снижаться до исходной или близкой к ней величины в заключительной части
занятия должны проводиться систематически
103. Одной из основных задач физического воспитания ослабленных студентов является обучение их правильному дыханию; в процессе обучения используют различные типы дыхания:
грудное
брюшное
смешанное
104. Оптимальный режим работы студентов осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств (например, компьютеров). Обстановка должна быть привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит _______ характер.
алгоритмический
105. Основанием для распространенного метода психологической саморегуляции состояний – аутогенной тренировки (АТ) – служит использование приемов
самовнушения
106. Основными задачами психогигиены учебной деятельности являются: восстановление психической работоспособности, формирование благоприятного психологического климата, управление психическими состояниями, психическая _______ и активизация.
десенсибилизация
107. Особенностью занятий в специальном учебном отделении является большое число специальных упражнений, направленно влияющих на отдельные ослабленные системы организма. Применяются упражнения из разных видов спорта. Преимущество этих упражнений состоит в их _______ значении.
прикладном
108. Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень часто сводится лишь к умственной деятельности, но оно почти всегда связано с _______ напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения.
эмоциональным
109. Очень эффективным средством снятия напряженности являются сеансы психологической разгрузки, включающие:
аутотренинг
гетеротренинг
ароматотерапию
музыкотерапию
110. Под осанкой понимают привычную позу непринужденно стоящего человека; осанка зависит от многих факторов:
положения головы
формы позвоночного столба и грудной клетки
наклона таза
положения костей плечевого пояса и нижних конечностей
формы передней брюшной стенки
формы стопы
111. Показателем соответствия физической нагрузки подготовленности занимающегося являются также их _______ ощущения во время занятий и сразу после них
субъективные
112. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов и их умственную работоспособность. Большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также _______ мероприятиям
оздоровительным
113. Практический учебный материал для специального отделения имеет особенности:
оздоровительную и профилактическую направленность использования средств физического воспитания
дифференцированный подход к занимающимся в зависимости от уровня физической подготовленности, а также от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных патологическим процессом
114. При заболеваниях органов дыхания физическая культура должна быть направлена, прежде всего, на:
укрепление организма
повышение сопротивляемости к неблагоприятным факторам организма
закаливание
115. При заболеваниях периферической нервной системы используются преимущественно упражнения, направленные на:
увеличение подвижности в суставах
укрепление мышечной системы
укрепление нервно-мышечного аппарата
116. При инфекционных артритах в занятие включают разновидности ходьбы, езду на велосипеде, ходьбу со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении сидя и лежа, подвижные игры. Противопоказаны прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также плавание в _______ период.
осенне-зимний
117. При остеохондрозе _______ в профилактический комплекс включают физические упражнения для укрепления мышц шеи, плечевого пояса и верхних конечностей; дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, упражнения для восстановления нормальной амплитуды движений и др.
шейного отдела позвоночника
118. При остеохондрозе _______ занимающимся рекомендуется применять упражнения для расслабления мышц туловища и конечностей, вытяжения позвоночника для средних и крупных суставов нижних конечностей, для мышечного корсета, массаж спины, поясничной области
пояснично-крестцового отдела позвоночника
119. При остеохондрозе _______ применяются упражнения для укрепления мышц спины, растяжения длинных мышц и мышц брюшного пресса, упражнения в разгибании позвоночника и грудного отдела, в сведении лопаток, смешанные висы, растяжение позвоночника на наклонной плоскости, массаж спины и грудной клетки и др.
грудного отдела позвоночника
120. При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные и существенные изменения _______ состояния мозга и сенсорных систем
функционального
121. При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны:
чувство усталости до начала работы
отсутствие интереса к работе
апатия
повышенная раздражительность
снижение аппетита
головокружение и головная боль
122. При экзогенном типе ожирения занятия должны быть длительными, в них должны использоваться:
ходьба, бег, прыжки
упражнения на тренажерах
подвижные игры
дыхательные упражнения
упражнения с отягощениями
упражнения для укрепления мышц брюшного пресса
123. Принцип индивидуального регулирования может быть применен при рационализации освещенности рабочего места. Уровень освещенности не только определяет скорость и точность восприятия. Свет является также _______ фактором производственной среды, оказывающим влияние на настроение работающих.
эстетическим
124. Приспособительно-компенсаторные механизмы, выработанные в процессе эволюции, с трудом справляются с новыми условиями действительности, возникает дисгармония между _______ и учебно-трудовыми, социальными ритмами
психофизиологическими
125. Проблемы утомления издавна привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Объясняется это их чрезвычайной практической _______: утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на производительность труда и учебной деятельности.
значимостью
126. Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – два занятия в неделю по 45 мин по возможности после экзамена: общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры
3
127. Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – два занятия в неделю по 45 мин упражнения на внимание – 5 мин., общеразвивающие – 10 мин, подвижные и спортивные игры – 25 мин., дыхательные упражнения – 5 мин.
2
128. Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – ежедневные занятия по 60-70 мин умеренной интенсивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спокойный бег, общеразвивающие упражнения
4
129. Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – занятия проводятся раз в неделю после сдачи экзаменов (90 мин); содержание – плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие упражнения
1
130. Проведенные исследования позволяют рассмотреть варианты проведения занятий в экзаменационный период; _______-й вариант – отличается комплексной организацией ЗОЖ студентов в экзаменационный период; охватывает четкую регламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе
5
131. Психологию коллектива, сложную совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений в литературе часто определяют как _______ микроклимат
социально-психологический
132. Распространение получили методики АТ в спортивной практике, как правило, применяемые в комплексе с другими приемами активного воздействия на состояние; большую популярность получила психорегулирующая тренировка, разработанная
А.В.Алексеевым
133. С точки зрения психологии, утомление – это своеобразно переживаемое психическое состояние, которое включает в себя следующие компоненты:
чувство слабосилия
расстройство внимания
расстройства в сенсорной области
нарушения в моторной сфере
дефекты памяти и мышления
ослабление воли
сонливость
134. Сколиозы бывают врожденными и приобретенными (_______); они представляют собой боковое искривление позвоночника и делятся на простые и сложные
95% всех сколиозов
135. Сон является физиологической потребностью организма, потребностью, обусловленной сложными _______ процессами
психофизиологическими
136. Соотнесите степень переутомления и профилактические мероприятия по его предупреждению характеристики (по К.К.Платонову)

I степень <=> упорядочение отдыха, физическая культура, культурные развлечения

II степень <=> отдых, физическая культура

III степень <=> организованный отдых, предоставление отпуска

IV степень <=> лечение
137. Соотнесите степень переутомления при вегетативных сдвигах и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)

I степень <=> временами тяжесть в голове

II степень <=> часто тяжесть в голове

III степень <=> временами головные боли, снижение аппетита

IV степень <=> частые головные боли, потеря аппетита
138. Соотнесите степень переутомления при проявлении ранее отсутствовавшей усталости (при умственной нагрузке) и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)

I степень <=> появляется при усиленной нагрузке

II степень <=> появляется при обычной нагрузке

III степень <=> появляется при облегченной нагрузке

IV степень <=> появляется при видимой нагрузке
139. Соотнесите степень переутомления при расстройства сна и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)

I степень <=> трудно засыпать и просыпаться

II степень <=> труднее засыпать, просыпаться

III степень <=> сонливость днем

IV степень <=> бессонница
140. Соотнесите степень переутомления при снижении работоспособности и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)

I степень <=> малое переутомление

II степень <=> заметное переутомление

III степень <=> выраженное переутомление

IV степень <=> резкое переутомление
141. Соотнесите степень переутомления при снижении умственной работоспособности и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)

I степень <=> симптомов нет

II степень <=> трудно сосредоточиться

III степень <=> временами забывчивость

IV степень <=> заметное ослабление внимания и памяти
142. Соотнесите степень переутомления при эмоциональных сдвигах и их краткие характеристики (по К.К.Платонову)

I степень <=> временное снижение интереса к работе

II степень <=> временна неустойчивость настроения

III степень <=> раздражительность

IV степень <=> угнетение, резкая раздражительность
143. Соотнесите степень утомления внимания и внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)

легкое утомление <=> редкие отвлечения

среднее утомление <=> рассеянное: частые отвлечения

выраженное утомление <=> ослабленное: реакции на новые раздражители (словесные указания) отсутствуют
144. Соотнесите степень утомления движений и внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)

легкое утомление <=> точные движения

среднее утомление <=> неуверенные, замедленные движения

выраженное утомление <=> суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
145. Соотнесите степень утомления интереса к новому материалу и внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)

легкое утомление <=> живой интерес, задавание вопросов

среднее утомление <=> слабый интерес, отсутствие вопросов

выраженное утомление <=> полное отсутствие интереса, апатия
146. Соотнесите степень утомления позы и внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)

легкое утомление <=> поза непостоянная: потягивания ног и выпрямление туловища

среднее утомление <=> частая смена поз, повороты головы в разные сторона, облокачивание, поддержание головы руками

выраженное утомление <=> стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
147. Состояния человека в трудовой деятельности классифицируют по признаку длительности: состояния
относительно устойчивые и длительные по времени
временные, ситуативные, быстропроходящие
возникающие периодически в ходе трудовой деятельности
148. Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, можно рекомендовать следующие:
систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов
ритмичную и системную организацию умственного труда, постоянное поддержание эмоции интереса
совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств
организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха
отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании
двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности
обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки их средствами профилактики
149. Студенческий труд характеризуется дефицитом мышечных усилий и высоким уровнем _______ напряжения
нервно-эмоционального
150. Существует своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних географических широт северного полушария. Соотнесите заболевания и времена года (месяцы)

воспаление легких <=> январь

пик язвенных кровотечений <=> февраль

обострение ревматизма <=> апрель
151. Труд в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью; для студента – это:
систематическая учебная деятельность без пропусков
регулярное выполнение учебных заданий
правильный режим труда и отдыха
адекватная физическая нагрузка
152. Трудности обучения в вузе связаны с рядом обстоятельств студенческой жизни, который можно назвать неприспособленностью студентов к обучению в вузе; в числе причин такого явления наиболее значительные следующие:
резко отличающиеся от школьных методы и организация обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладении учебным материалом
отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива
ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, «вузовского»
сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии
153. У студентов в ходе учебной деятельности наиболее часто встречаются несколько групп заболеваний:
заболевания опорно-двигательного аппарата или костно-мышечная патология
патология органов чувств (прежде всего, органов зрения)
заболевания сердечно-сосудистой системы
неврозы и неврозоподобные состояния
заболевания периферической нервной системы
заболевания желудочно-кишечного тракта
154. Умственная работоспособность – это способность человека к выполнению умственной работы, связанной с основными операциями мышления в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности:
обобщением
синтезом
анализом
абстрагированием
155. Усталость, по определению _______, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении»; усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней
А.А. Ухтомского
156. Утомление и должно рассматриваться, по меньшей мере, с трех сторон: со стороны
субъективной – как психическое состояние
физиологических механизмов
повышения производительности труда
157. Учеба в вузе требует значительного нервного напряжения и минимальных мышечных затрат. Это приводит к понижению у студентов _______ тонуса, слабости мышц брюшного пресса, спины и ног, а в рабочей позе с наклоном вперед – к ослаблению функций органов дыхания, кровообращения, пищеварения, нарушению зрения.
нервно-мышечного
158. Учебная деятельность имеет общие и специфические характеристики. К общим характеристикам относятся условия труда и _______ состояния, возникающие в ходе трудовой деятельности в целом. К специфическим характеристикам относится характер труда: физический, умственный, смешанный, творческий и т.д.
психофизиологические
159. Учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым относятся противоречия между
большим объемом учебной и научной информации и дефицитом времени на ее освоение
объективно текущим многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием быстрее самоутвердиться и проявить себя
стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ
160. Учебное время студентов в среднем составляет _______час в неделю (включая самоподготовку)
52-58
161. Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда; здесь существует несколько периодов работоспособности. Соотнесите периоды с их суть

первый период <=> период врабатывания, он характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями

второй период <=> период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа

третий период <=> период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией

четвертый период <=> наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности

пятый период <=> здесь начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма

шестой период <=> здесь происходит резкое уменьшение продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты
162. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем физиолога _______, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие
И.М. Сеченова
163. Физические упражнения в воде оказывают интенсивное разностороннее действие на организм, а именно: на
деятельность дыхательного аппарата
деятельность сердечно-сосудистой системы
состояние нервной системы
состояние опорно-двигательного аппарата
164. Чередование умственных и физических нагрузок помогает в
предупреждении нейроциркулярной дистонии
предупреждении вегето-сосудистой дистонии
активизации умственной работоспособности студентов
улучшении функционального состояния студентов